История языкознания
Татьяна Владимировна Клубкова
Руководитель
Основные вопросы, которые планируется
обсуждать в рамках секции «История языкознания»:
– Сравнительный подход к истории языкознания.
– Можно ли говорить о «традициях» в истории языкознания? Если наука одна, то почему существуют местные варианты в науке о языке? Зависят ли эти местные варианты от случайных увлечений отдельных научных руководителей в университетах, от насущных местных проблемах (например, языковая политика в многонациональном государстве, или ликбез в молодом государстве), или их можно объяснять более долгими и глубокими интеллектуальными (преимущественно философскими) течениями.
– Каким путем заимствуются, воспринимаются и переводятся иностранные языковедческие работы? Почему немецкая лингвистика лучше известна в России, чем во Франции?
– Почему, например, интерес к типологии возник в СССР в 1930-е годы, а не в другой стране? Почему «ментализм» был приемлемой темой для обсуждения в СССР, но сталкивался с суровым сопротивлением в США?
– Почему Ф. де Соссюр считается отцом современного языкознания во Франции и в Швейцарии, но в гораздо меньшей степени в России?
– Какую пользу могут извлечь языковеды из история языкознания? В чем она может изменить их профессиональную практику?
– Как языкознание отличается от философии языка? Какие их взаимоотношения (и вообще, существуют ли они?). Есть ли смысл в использовании термина «эпистемология» в языкознании (в контрасте с термином «методология»)?
– Если сравнивать различные грамматики (например, грамматику зависимостей с грамматиками непосредственных составляющих), можно ли объявить одну из них лучше другой? На каком основании?
– Как создать хороший университетский учебник по истории языкознания?
– История славянского языкознания: славянское языкознание в контексте мирового языкознания; история российских лингвистических школ. Адреса электронной почты руководителя Татьяны Владимировны Клубковой st005480@spbu.ru
– Сравнительный подход к истории языкознания.
– Можно ли говорить о «традициях» в истории языкознания? Если наука одна, то почему существуют местные варианты в науке о языке? Зависят ли эти местные варианты от случайных увлечений отдельных научных руководителей в университетах, от насущных местных проблемах (например, языковая политика в многонациональном государстве, или ликбез в молодом государстве), или их можно объяснять более долгими и глубокими интеллектуальными (преимущественно философскими) течениями.
– Каким путем заимствуются, воспринимаются и переводятся иностранные языковедческие работы? Почему немецкая лингвистика лучше известна в России, чем во Франции?
– Почему, например, интерес к типологии возник в СССР в 1930-е годы, а не в другой стране? Почему «ментализм» был приемлемой темой для обсуждения в СССР, но сталкивался с суровым сопротивлением в США?
– Почему Ф. де Соссюр считается отцом современного языкознания во Франции и в Швейцарии, но в гораздо меньшей степени в России?
– Какую пользу могут извлечь языковеды из история языкознания? В чем она может изменить их профессиональную практику?
– Как языкознание отличается от философии языка? Какие их взаимоотношения (и вообще, существуют ли они?). Есть ли смысл в использовании термина «эпистемология» в языкознании (в контрасте с термином «методология»)?
– Если сравнивать различные грамматики (например, грамматику зависимостей с грамматиками непосредственных составляющих), можно ли объявить одну из них лучше другой? На каком основании?
– Как создать хороший университетский учебник по истории языкознания?
– История славянского языкознания: славянское языкознание в контексте мирового языкознания; история российских лингвистических школ. Адреса электронной почты руководителя Татьяны Владимировны Клубковой st005480@spbu.ru
«Алфавит 12 языков» (1538) Гийома Постеля — первый справочник о языках мира: задачи, форма, источники
Михаил Львович Сергеев
Докладчик
научный сотрудник
Институт истории естествознания и техники РАН; Российская национальная библиотека
Институт истории естествознания и техники РАН; Российская национальная библиотека
Первые шаги в изучении фарерского языка и литературы
Дмитрий Дмитриевич Пиотровский
Докладчик
доцент
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова
«Митридат» — памятник эпохи
Татьяна Владимировна Клубкова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
«Лингвистические фрики» как форпост национального самосознания
Ирина Владимировна Знаешева
Докладчик
независимый исследователь
Дискуссия о происхождении слова человек в журнале XIX-го века «Филологические записки»
Алина Гадельжановна Лейтуш
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Элизабет Элстоб – первая женщина-медиевист Европы
Наталия Николаевна Германова
Докладчик
профессор
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный лингвистический университет
Я. М. Родде: био- и библиографические источники
Олег Владимирович Лукин
Докладчик
профессор
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Об иерархии источников «Риторики» Феофана Прокоповича On a Hierarchy of Sources in Feofan Prokopovich's "Rhetoric"
Елена Валерьевна Маркасова
Докладчик
доцент
Пекинский университет иностранных языков
Пекинский университет иностранных языков
Лариса Борисовна Сенецкая
Докладчик
доцент
Мурманский государственный технический университет
Мурманский государственный технический университет
Членение предметной области морфологии на основные разделы в трактовке отечественных лингвистов XX-XXI века
Сергей Александрович Крылов
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт востоковедения РАН
Институт востоковедения РАН
«Сложность» и «трудность» в лингвистической терминологии и словарях
Ольга Владимировна Блинова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет