Обучение коммуникативным тактикам русского языка в аспекте разных дискурсов
Лейла Юрьевна Мирзоева
Докладчик
заведующий отделом
Университет имени Сулеймана Демиреля
Университет имени Сулеймана Демиреля
Зауреш Канашовна Ахметжанова
Докладчик
профессор
Университет имени Сулеймана Демиреля
Университет имени Сулеймана Демиреля
198
2018-03-21
18:35 -
18:50
Ключевые слова, аннотация
Коммуникативные тактики, дискурс, программа
трехъязычия, цель коммуникации, этническая специфика коммуникативной
культуры
Тезисы
В
современном социуме, в связи с его усложненной стратификацией, все более
актуальным становится углубленное изучение коммуникативных стратегий и тактик,
используемых в разных дискурсивных ситуациях. В Республике Казахстан, где
изучение и использование русского языка в рамках государственной программы
трехъязычия приобретает особую значимость, наиболее перспективными
представляются три ипостаси использования русского языка как средства
коммуникации: - функционально- коммуникативный аспект; - когнитивный аспект; -
лингвокультурологический аспект. Подход, декларируемый авторами, направлен на
исследование коммуникативных тактик русского языка, реализуемых в разных
дискурсах и преследующих достижение специфичной для каждого из них
коммуникативной цели. Авторы исходят из понимания коммуникативной тактики как
определенного хода в развитии коммуникативных сюжетов. Отбор коммуникативных
тактик предопределен следующими факторами: - цель коммуникации; - специфика
институционального типа дискурса; - характер отношений между коммуникантами; -
этническая специфика коммуникативной культуры; - вербальные и невербальные
средства коммуникации в рамках данного типа дискурса. Практическая значимость
такого подхода заключается в возможности обучения русскому языку путем
использования коммуникативных тактик в разных дискурсах: какими средствами и
как можно достичь той или иной коммуникативной цели (побуждение, убеждение,
стимулирование к действию, согласие, эмоциональное воздействие), так как в
настоящее время существует определенная лакуна в сфере знаний о коммуникативных
тактиках как среди билингвов, для которых русский язык является вторым, так и
для самих носителей русского языка.