XLVII Международная филологическая научная конференция

Обучение коммуникативным тактикам русского языка в аспекте разных дискурсов

Лейла Юрьевна Мирзоева
Докладчик
заведующий отделом
Университет имени Сулеймана Демиреля
Зауреш Канашовна Ахметжанова
Докладчик
профессор
Университет имени Сулеймана Демиреля

198
2018-03-21
18:35 - 18:50

Ключевые слова, аннотация

Коммуникативные тактики, дискурс, программа трехъязычия, цель коммуникации, этническая специфика коммуникативной культуры

Тезисы

В современном социуме, в связи с его усложненной стратификацией, все более актуальным становится углубленное изучение коммуникативных стратегий и тактик, используемых в разных дискурсивных ситуациях. В Республике Казахстан, где изучение и использование русского языка в рамках государственной программы трехъязычия приобретает особую значимость, наиболее перспективными представляются три ипостаси использования русского языка как средства коммуникации: - функционально- коммуникативный аспект; - когнитивный аспект; - лингвокультурологический аспект. Подход, декларируемый авторами, направлен на исследование коммуникативных тактик русского языка, реализуемых в разных дискурсах и преследующих достижение специфичной для каждого из них коммуникативной цели. Авторы исходят из понимания коммуникативной тактики как определенного хода в развитии коммуникативных сюжетов. Отбор коммуникативных тактик предопределен следующими факторами: - цель коммуникации; - специфика институционального типа дискурса; - характер отношений между коммуникантами; - этническая специфика коммуникативной культуры; - вербальные и невербальные средства коммуникации в рамках данного типа дискурса. Практическая значимость такого подхода заключается в возможности обучения русскому языку путем использования коммуникативных тактик в разных дискурсах: какими средствами и как можно достичь той или иной коммуникативной цели (побуждение, убеждение, стимулирование к действию, согласие, эмоциональное воздействие), так как в настоящее время существует определенная лакуна в сфере знаний о коммуникативных тактиках как среди билингвов, для которых русский язык является вторым, так и для самих носителей русского языка.