47th International Philological Research Conference

Параллелизм характеров и судеб героев романа В. Шарова «Возвращение в Египет» с характерами и судьбами их сценических персонажей в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Юлия Владимировна Меладшина
Докладчик
старший преподаватель
Пермский государственный институт культуры

213
2018-03-24
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Н. В. Гоголь; В. Шаров; персонаж; сценическая роль; гоголевский

Тезисы

Множество текстов Н. В. Гоголя формируют канву, на которой создается текстовое пространство романа В. Шарова «Возвращение в  Египет», – это поэма «Мертвые души», публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», повести «Нос», «Старосветские помещики», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Миргород». Но особая роль в сюжете и в символическом плане книги Шарова отведена комедии «Ревизор». По логике героев Шарова, «потомков Гоголя», исправить трагическую судьбу отечества можно, лишь продолжив творческую миссию классика. Персонажи Шарова в домашних постановках комедии «Ревизор» пытаются воспроизвести и реализовать задуманную Гоголем спасительную акцию. О чрезвычайном значении комедии в романе свидетельствует тот факт, что основные герои характеризуются в контексте исполняемых ими ролей в сойменских постановках. Так, например, дядя Петр дан отчасти сквозь призму гоголевского Осипа; дядя Януш – в связи с Бобчинским; дядя Святослав – по сходству и контрасту с уездным лекарем Гибнером и т.д. Эта связь обнаруживается в том числе в именовании героев Шарова, содержащем элементы интертекстуальной игры, в которой герой романа образует пару со своим сценическим образом. Персонажей романа можно систематизировать по принципу взаимодействия с их сценическими ролями. Можно выделить  группу  героев, которые обнаруживают связи с их сценическим образом в идеологическом аспекте, проявляя либо сходство взглядов, либо  различие. Также можно обозначить группу героев, чей жизненный  путь  либо прямо, либо антонимически повторяет судьбу сценического героя.