Параллелизм характеров и судеб героев романа В. Шарова «Возвращение в Египет» с характерами и судьбами их сценических персонажей в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Юлия Владимировна Меладшина
Докладчик
старший преподаватель
Пермский государственный институт культуры
Пермский государственный институт культуры
213
2018-03-24
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Н. В. Гоголь; В. Шаров; персонаж; сценическая
роль; гоголевский
Тезисы
Множество
текстов Н. В. Гоголя формируют канву, на которой создается текстовое
пространство романа В. Шарова «Возвращение в
Египет», – это поэма «Мертвые души», публицистический сборник «Выбранные
места из переписки с друзьями», повести «Нос», «Старосветские помещики»,
«Шинель», «Записки сумасшедшего», «Миргород». Но особая роль в сюжете и в символическом
плане книги Шарова отведена комедии «Ревизор». По логике героев Шарова,
«потомков Гоголя», исправить трагическую судьбу отечества можно, лишь продолжив
творческую миссию классика. Персонажи Шарова в домашних постановках комедии
«Ревизор» пытаются воспроизвести и реализовать задуманную Гоголем спасительную
акцию. О чрезвычайном значении комедии в романе свидетельствует тот факт, что
основные герои характеризуются в контексте исполняемых ими ролей в сойменских
постановках. Так, например, дядя Петр дан отчасти сквозь призму гоголевского
Осипа; дядя Януш – в связи с Бобчинским; дядя Святослав – по сходству и
контрасту с уездным лекарем Гибнером и т.д. Эта связь обнаруживается в том
числе в именовании героев Шарова, содержащем элементы интертекстуальной игры, в
которой герой романа образует пару со своим сценическим образом. Персонажей
романа можно систематизировать по принципу взаимодействия с их сценическими
ролями. Можно выделить группу героев, которые обнаруживают связи с их
сценическим образом в идеологическом аспекте, проявляя либо сходство взглядов,
либо различие. Также можно обозначить
группу героев, чей жизненный путь либо прямо, либо антонимически повторяет
судьбу сценического героя.