47th International Philological Research Conference

Этимология как элемент преподавания французского языка

Татьяна Борисовна Витман
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

417
2018-03-26
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

преподавание; этимология; ветви смыслов; языковая картина мира; поле применения; словообразование; грамматика

Тезисы

Использования этимологии, латинских корней, как элемента  преподавания во французском языке позволяет увидеть структуру языка более объемно, обратиться к истокам слов, проследить «разветвления» значений от исходного корня, их модификацию и актуальные значения. Этот подход дает возможность научиться воспринимать не отдельное слово, а слово как «нить» языковой ткани, частью которой оно является, и как элемент, создающий эту «ткань». Помимо этого, он знакомит с «языковой» картиной мира носителей двух культур: культуры изучаемого  языка  и своей собственной; с системой отбора понятий, наиболее ценных для данной культуры, критериями этого выбора, т. е. с их смысловым наполнением (например, производные формы от facere; stare). Осуществляется сравнение не просто слов и языковых форм, но смыслов  языковых представлений разных культур. Происходит обогащение словарного запаса, причем, речь идет не об одном слове, а о целой лексической «сети»: семьи однокоренных слов и связи между ними.  Существование в русском языке большого количества галлицизмов, восходящих к латыни, дает простор для данной работы. Обращение к этимологии в процесс преподавания делает изучение языка  более  целостным и многогранным (предоставляет способы разнообразить обучение, обращаясь к словообразовательным элементам, как при освоении лексики, так и грамматики). Такой способ изучения может пробудить интерес к языку как таковому, как к изучаемому, так и родному, повысить  общую и языковую  культуры.