Этимология как элемент преподавания французского языка
Татьяна Борисовна Витман
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
417
2018-03-26
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
преподавание; этимология; ветви смыслов; языковая картина мира; поле применения; словообразование; грамматика
Тезисы
Использования этимологии, латинских корней,
как элемента преподавания во французском
языке позволяет увидеть структуру языка более объемно, обратиться к истокам слов,
проследить «разветвления» значений от исходного корня, их модификацию и
актуальные значения. Этот подход дает возможность научиться воспринимать не
отдельное слово, а слово как «нить» языковой ткани, частью которой оно
является, и как элемент, создающий эту «ткань». Помимо этого, он знакомит с «языковой»
картиной мира носителей двух культур: культуры изучаемого языка
и своей собственной; с системой отбора понятий, наиболее ценных для
данной культуры, критериями этого выбора, т. е. с их смысловым наполнением (например,
производные формы от facere; stare). Осуществляется сравнение
не просто слов и языковых форм, но смыслов
языковых представлений разных культур. Происходит обогащение словарного
запаса, причем, речь идет не об одном слове, а о целой лексической «сети»:
семьи однокоренных слов и связи между ними.
Существование в русском языке большого количества галлицизмов,
восходящих к латыни, дает простор для данной работы. Обращение к этимологии в
процесс преподавания делает изучение языка
более целостным и многогранным (предоставляет
способы разнообразить обучение, обращаясь к словообразовательным элементам, как
при освоении лексики, так и грамматики). Такой способ изучения может пробудить
интерес к языку как таковому, как к изучаемому, так и родному, повысить общую и языковую культуры.