47th International Philological Research Conference

Визуализация травматического опыта и концепт «темной экологии» Тимоти Мортона: травма как постгуманистическая экосистема

Дмитрий Юрьевич Голынко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

191
2018-03-24
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

визуализация травмы; интеллектуальная индустрия травмы; тактильное и гаптическое; нарративный фетишизм; темная экология; постгуманистическая экосистема 

Тезисы

В докладе речь пойдет о визуализации непроработанного травматического опыта, связанного с катастрофическими моментами в мировой истории после 1945 года. На примере хронологически разнородного кинематографического материала – от «Ночи и туман» Алена Рене до «Взгляда тишины» Джошуа Оппенхаймера прослеживается, каким образом выстраивается интеллектуальная и визуальная «индустрия травмы». Визуальный материал в докладе интерпретируется с точки зрения теории травмы, артикулированной в психоаналитическом дискурсе, проговоренной в ключевых трудах Кэти Карут и Доминика ла Капра с этико-политической точки зрения, а в историко-культурном аспекте, с учетом практик коммеморации и работы публичных компенсаторных механизмов, разобранной в книгах Алейды Ассман и Александра Эткинда. Говоря о базовых характеристиках визуализации травмы в кинематографическом процессе, следует отметить следующее: травма представляет собой нечто не физическое и не вещественное, но тактильно (или гаптически в терминологии Томаса Эльзессера) ощутимое и осязаемое. Визуализацию травмы можно сопоставить с изображением неизобразимого и артикуляцией неартикулируемого. Травма не обладает конкретным местоположением в пространственно-временном континууме. Tравма визуализируется подобно темному и непрозрачному материальному объекту, ужасающему и отталкивающему, аморфному и герметичному. Материальность травматического опыта неуклонно нарастает по мере удаления во времени от конкретной даты самого травматического события. Подобная материалистическая модель травмы, по мнению Эрика Сантнера, освобождена от «нарративного фетишизма», не включена в устойчивые нарративные конструкции. Основные положения теории травмы в докладе соединяются с инновационным концептом «темной экологии» Тимоти Мортона. Таким образом, травма приравнивается к постгуманистической экосистеме, где фактор человеческого присутствия подменяется различными постчеловеческими феноменами и алгоритмическими процессами.