Визуализация травматического опыта и концепт «темной экологии» Тимоти Мортона: травма как постгуманистическая экосистема
Дмитрий Юрьевич Голынко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
191
2018-03-24
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
визуализация травмы; интеллектуальная индустрия травмы; тактильное и гаптическое; нарративный фетишизм; темная экология; постгуманистическая экосистема
Тезисы
В докладе речь пойдет о визуализации непроработанного
травматического опыта, связанного с катастрофическими моментами в мировой
истории после 1945 года. На примере хронологически разнородного
кинематографического материала – от «Ночи и туман» Алена Рене до «Взгляда тишины»
Джошуа Оппенхаймера прослеживается, каким образом выстраивается
интеллектуальная и визуальная «индустрия травмы». Визуальный материал в докладе
интерпретируется с точки зрения теории травмы, артикулированной в
психоаналитическом дискурсе, проговоренной в ключевых трудах Кэти Карут и
Доминика ла Капра с этико-политической точки зрения, а в историко-культурном
аспекте, с учетом практик коммеморации и работы публичных компенсаторных
механизмов, разобранной в книгах Алейды Ассман и Александра Эткинда. Говоря о
базовых характеристиках визуализации травмы в кинематографическом процессе,
следует отметить следующее: травма представляет собой нечто не физическое и не
вещественное, но тактильно (или гаптически в терминологии Томаса Эльзессера)
ощутимое и осязаемое. Визуализацию травмы можно сопоставить с изображением
неизобразимого и артикуляцией неартикулируемого. Травма не обладает конкретным
местоположением в пространственно-временном континууме. Tравма визуализируется подобно темному и
непрозрачному материальному объекту, ужасающему и отталкивающему, аморфному и герметичному.
Материальность травматического опыта неуклонно нарастает по мере удаления во
времени от конкретной даты самого травматического события. Подобная материалистическая
модель травмы, по мнению Эрика Сантнера, освобождена от «нарративного фетишизма»,
не включена в устойчивые нарративные конструкции. Основные положения теории
травмы в докладе соединяются с инновационным концептом «темной экологии» Тимоти
Мортона. Таким образом, травма приравнивается к постгуманистической экосистеме,
где фактор человеческого присутствия подменяется различными постчеловеческими
феноменами и алгоритмическими процессами.