47th International Philological Research Conference

Восприятие драматургии Л. Андреева в Германии в начале ХХ века

Ольга Игоревна Хайрулина
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

213
2018-03-21
12:20 - 12:40

Ключевые слова, аннотация

Драматургия Л.Андреева, экспрессионизм, русская литература в Германии, рецепция

Тезисы

События первой русской революции и творчество русских писателей вызывали немалый резонанс в Германии, где кризисные и революционные настроения также были сильны. Большой популярностью в то время в Германии пользовался М. Горький как яркий представитель революционного движения в литературе. Л.Андреев воспринимался тогда, как и в русской критике, в одном ряду с ним. Творчество Андреева по времени совпало с появлением произведений «предэкспрессионистов» А. Стриндберга, Б. Шоу, Ф. Ведекинда, однако параллели между новой западной драмой и ранней драматургией русского писателя немецкие критики и исследователи начала века установили не сразу. Первоначально Л. Андреев воспринимался в Германии в первую очередь как автор пацифистского рассказа «Красный смех». Критики отмечали страстный антивоенный пафос рассказа. Спустя пару лет в 1906 году Л. Андреев получил известность как драматург. Его пьеса «К звездам» была переведена на немецкий язык и опубликована в издательстве Ладыжникова в Берлине, а чуть позже имела успех и театральная постановка. С этого момента Андреева стали воспринимать как драматурга, но пьесы по-прежнему трактовались как социально-политические. В данной связи важно отметить, что во время публикации и постановок первых пьес Андреева в Германии его принадлежность или близость какому-либо определенному литературному направлению или течению специально не обсуждалась. Как бы априори он воспринимался в одном ряду с Горьким с опорой на гуманистические и эстетические традиции русской классики. Переломным моментом в восприятии драматургии Л. Андреева в Германии стала публикация и постановка пьесы "Жизнь человека". Именно в связи с ней начинается сопоставление драматургии Андреева с новыми течениями европейского искусства, в частности - с формирующимся экспрессионизмом.  В ходе исследования мы проанализируем факты и свидетельства, доказывающие обоснованность соотнесения немецкими исследователями начала ХХ века драматургии Л. Андреева с драматургией экспрессионизма.