Восприятие драматургии Л. Андреева в Германии в начале ХХ века
Ольга Игоревна Хайрулина
Докладчик
аспирант
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
213
2018-03-21
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
Драматургия Л.Андреева, экспрессионизм, русская литература в Германии, рецепция
Тезисы
События
первой русской революции и творчество русских писателей вызывали немалый
резонанс в Германии, где кризисные и революционные настроения также были
сильны. Большой популярностью в то время в Германии пользовался М. Горький как
яркий представитель революционного движения в литературе. Л.Андреев
воспринимался тогда, как и в русской критике, в одном ряду с ним. Творчество
Андреева по времени совпало с появлением произведений «предэкспрессионистов» А.
Стриндберга, Б. Шоу, Ф. Ведекинда, однако параллели между
новой западной драмой и ранней драматургией русского писателя немецкие критики
и исследователи начала века установили не сразу.
Первоначально
Л. Андреев воспринимался в Германии в первую очередь как автор пацифистского
рассказа «Красный смех». Критики отмечали страстный антивоенный пафос
рассказа. Спустя пару лет в 1906 году Л. Андреев получил известность как
драматург. Его пьеса «К звездам» была переведена на немецкий язык и
опубликована в издательстве Ладыжникова в Берлине, а чуть позже имела успех
и театральная постановка. С этого момента Андреева стали воспринимать
как драматурга, но пьесы по-прежнему трактовались как социально-политические. В
данной связи важно отметить, что во время публикации и постановок первых пьес
Андреева в Германии его принадлежность или близость какому-либо определенному
литературному направлению или течению специально не обсуждалась. Как бы априори
он воспринимался в одном ряду с Горьким с опорой на гуманистические и
эстетические традиции русской классики. Переломным моментом в восприятии драматургии Л. Андреева в Германии стала публикация и постановка пьесы "Жизнь человека". Именно в связи с ней начинается сопоставление драматургии Андреева с новыми течениями европейского искусства, в частности - с формирующимся экспрессионизмом. В ходе исследования мы проанализируем факты и свидетельства, доказывающие обоснованность соотнесения немецкими исследователями начала ХХ века драматургии Л. Андреева с драматургией экспрессионизма.