47th International Philological Research Conference

Юбилеи Петрарки в России

Татьяна Викторовна Якушкина
Докладчик
профессор
Российский государственный гидрометеорологический университет

190
2018-03-24
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Петрарки в России, юбилеи Петрарки, "Книга песен" в русских переводах, А.Н. Веселовский, М.О. Гершензон

Тезисы

Доклад посвящен трем юбилеям Петрарки: 1804, 1904 и 2004 гг. Анализ публикаций – в периодической печати и научной – позволяет увидеть динамику в отношении русского общества к итальянскому классику. В общем виде ее можно представить следующим образом: В малочисленных журнальных публикациях 1803-1805 г. (меньше десяти за три года) чувствуется желание издателей приобщить публику к фигуре поэта европейского масштаба: материалы, популяризующие биографические сведения и связанные с ними топосы, перемежаются сообщениями о рукописях поэта. 7 из 8 публикаций являются перепечатками из иностранных источников и собственно юбилейной можно считать лишь одну заметку, сообщающую о сооружении памятника Петрарке в Италии. 1904-й и годы вокруг этой даты отмечены серьезными научными изысканиями в области истории и филологии. Влияние французской и немецкой научных школ значительно, однако появляется и ряд выдающихся отечественных ученых, серьезно занимающихся изучением творчества Петрарки: Веселовский, Корелин, Шишмарев, Гершензон. Новые переводы (итальянских и латинских сочинений поэта) возникают как отражение современного понимания роли Петрарки в истории гуманизма и развития сознания на рубеже средних веков и Возрождения. Огромное количество публикаций, приуроченных к 600-летнему юбилею поэта, свидетельствует не только об интересе русского общества к этому событию, но и ощущению своей причастности ему, наравне с другими европейскими странами. Последний юбилей подчеркнул неоднозначность места поэта в русской культуре. С одной стороны, многочисленные переиздания и новые переводы его стихов и латинской прозы, с другой – отсутствие полного перевода «Книги песен» и филологов, занимающихся изучением его творчества. Творчество поэта, став фактом образования и культуры, утратило свою актуальность.