Юбилеи Петрарки в России
Татьяна Викторовна Якушкина
Докладчик
профессор
Российский государственный гидрометеорологический университет
Российский государственный гидрометеорологический университет
190
2018-03-24
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Петрарки в России, юбилеи Петрарки, "Книга песен" в русских переводах, А.Н. Веселовский, М.О. Гершензон
Тезисы
Доклад посвящен трем юбилеям Петрарки:
1804, 1904 и 2004 гг. Анализ публикаций – в периодической печати и научной –
позволяет увидеть динамику в отношении русского общества к итальянскому
классику. В общем виде ее можно представить следующим образом:
В малочисленных журнальных публикациях
1803-1805 г. (меньше десяти за три года) чувствуется желание издателей
приобщить публику к фигуре поэта европейского масштаба: материалы,
популяризующие биографические сведения и связанные с ними топосы, перемежаются
сообщениями о рукописях поэта. 7 из 8 публикаций являются перепечатками из
иностранных источников и собственно юбилейной можно считать лишь одну заметку,
сообщающую о сооружении памятника Петрарке в Италии.
1904-й и годы вокруг этой даты отмечены
серьезными научными изысканиями в области истории и филологии. Влияние
французской и немецкой научных школ значительно, однако появляется и ряд
выдающихся отечественных ученых, серьезно занимающихся изучением творчества
Петрарки: Веселовский, Корелин, Шишмарев, Гершензон. Новые переводы
(итальянских и латинских сочинений поэта) возникают как отражение современного
понимания роли Петрарки в истории гуманизма и развития сознания на рубеже
средних веков и Возрождения. Огромное количество публикаций, приуроченных к
600-летнему юбилею поэта, свидетельствует не только об интересе русского
общества к этому событию, но и ощущению своей причастности ему, наравне с
другими европейскими странами.
Последний юбилей подчеркнул
неоднозначность места поэта в русской культуре. С одной стороны, многочисленные
переиздания и новые переводы его стихов и латинской прозы, с другой –
отсутствие полного перевода «Книги песен» и филологов, занимающихся изучением
его творчества. Творчество поэта, став фактом образования и культуры, утратило
свою актуальность.