Интермедиальность в структуре символистского романа
Светлана Дмитриевна Титаренко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2018-03-21
11:20 -
11:40
Ключевые слова, аннотация
Русский символистский роман; интермедиальность; интермедиальные корреляции; взаимодействие языков медиа; мифологический
код; орнаментальная функция; метасюжет
Тезисы
Доклад посвящен актуализации одной из малоизученных проблем
изучения русской модернистской прозы начала XX века - уяснению функций интермедиальных
корреляций в структуре символистского романа.
Интермедиальность в ее орнаментальной
функции рассматривается на основе анализа искусствоцентричных исторических
романов-стилизаций Д.С. Мережковского
(«Юлиан Отступник», «Леонардо да Винчи», «Петр и Алексей») и В.Я. Брюсова («Огненный
ангел», «Алтарь победы»). Мифогенный орнаментальный текст, творящий вторую реальность,
в романах Мережковского и Брюсова
двунаправлен. Он задается доктринальной идеей автора об извечной борьбе античной (языческой) и
христианской и/или гностической религиозных культур, имеющих полигенетическую
природу. Кодами этих культур являются многочисленные отсылки к артефактам религиозного
искусства. Разнонаправленные образы искусства как образы медиа инкорпорируются
в текст и становятся составляющими исторического и мифологического сюжетов. Каждое
произведение искусства в романе – это мифологический код, создающий образ
религиозной культуры языком визуального: от архитектурно-ландшафной среды - до ритуальных
изображений и предметов культа. Возникает интермедиальный план повествования,
интермедиальная структура образов, художественное пространство организуется
многочисленными экфрасисами архитектурных, скульптурных, живописных и многих
других артефактов. В связи с этим интермедиальность расширяет границы художественного образа и становится конструктивным принципом
формирования метасюжета символистского романа и системы композиционных «точек
зрения».