XLVII Международная филологическая научная конференция

Интермедиальность в структуре символистского романа

Светлана Дмитриевна Титаренко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2018-03-21
11:20 - 11:40

Ключевые слова, аннотация

Русский символистский роман; интермедиальность; интермедиальные корреляции;  взаимодействие языков медиа; мифологический код; орнаментальная функция;  метасюжет

Тезисы

Доклад посвящен  актуализации одной из малоизученных проблем изучения русской модернистской прозы начала XX века  - уяснению функций интермедиальных корреляций  в структуре символистского романа. Интермедиальность  в ее орнаментальной функции рассматривается на основе анализа искусствоцентричных исторических романов-стилизаций  Д.С. Мережковского («Юлиан Отступник», «Леонардо да Винчи», «Петр и Алексей») и В.Я. Брюсова («Огненный ангел», «Алтарь победы»).  Мифогенный  орнаментальный текст, творящий вторую реальность, в романах Мережковского и Брюсова  двунаправлен. Он задается доктринальной идеей автора  об извечной борьбе античной (языческой) и христианской и/или гностической религиозных культур, имеющих полигенетическую природу. Кодами этих культур являются многочисленные отсылки к артефактам религиозного искусства. Разнонаправленные образы искусства как образы медиа инкорпорируются в текст и становятся составляющими исторического и мифологического сюжетов. Каждое произведение искусства в романе – это мифологический код, создающий образ религиозной культуры языком визуального: от архитектурно-ландшафной среды  -  до ритуальных изображений и предметов культа. Возникает интермедиальный план повествования, интермедиальная структура образов, художественное пространство организуется многочисленными экфрасисами архитектурных, скульптурных, живописных и многих других артефактов. В связи с этим интермедиальность расширяет границы  художественного образа и становится конструктивным принципом формирования метасюжета символистского романа и системы композиционных «точек зрения».