47th International Philological Research Conference

Эмоции в русской речевой коммуникации: аффектив, эмотив, эвокатив

Ольга Витальевна Хорохордина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-22
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

речевое общение, эмоциогенные коммуникативные ситуации, типология эмоционально фокусированных высказываний, аффектив, эмотив, эвокатив

Тезисы

Эмоциональная (в том числе эмотивно-оценочная) компетенция, рассматриваемые психологами как способность адекватного поведения человека в эмоциогенных ситуациях действительности, были восприняты лингводидактикой как необходимый компонент коммуникативной компетенции, формирование которого следует осуществлять одновременно с формированием других её составляющих: языковой, речевой, социокультурной компетенций – через усвоение этноречевых норм и запретов эмоционально маркированного речевого поведения в процессе смыслового восприятия учащимися эмоционально фокусированных высказываний, продуцируемых в эмоциогенных ситуациях представителями изучаемой лигвокультуры, с последующей ситуативно мотивированной репродукцией и собственно продукцией данных высказываний. Для полноты охвата актуального речевого материала целесообразна опора на типологию коммуникативных ситуаций с точки зрения их эмоциогенного потенциала с учётом структуры речевой интеракции: - с позиции инициатора общения: коммуникативное намерение создать определённый эмоциональный тон общения или же побудить собеседника к эмоциональной реакции порождает «эмоционально стимулирующее» высказывание, которое может быть названо эвокативом; - с позиции автора речевой реакции: имеет смысл различать неконтролируемую речевую реакцию на вербальный или невербальный стимул – высказывание-аффектив – и осмысленную, направляемую определённой интенцией, речевую реакцию – высказывание-эмотив. Указанная типология рассматривается в докладе на материале русских текстов предметной области «Человек и природа».