Эмоции в русской речевой коммуникации: аффектив, эмотив, эвокатив
Ольга Витальевна Хорохордина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2018-03-22
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
речевое общение, эмоциогенные коммуникативные ситуации, типология эмоционально фокусированных высказываний, аффектив, эмотив, эвокатив
Тезисы
Эмоциональная
(в том числе эмотивно-оценочная) компетенция, рассматриваемые психологами как
способность адекватного поведения человека в эмоциогенных ситуациях
действительности, были восприняты лингводидактикой как необходимый компонент
коммуникативной компетенции, формирование которого следует осуществлять
одновременно с формированием других её составляющих: языковой, речевой,
социокультурной компетенций – через усвоение этноречевых норм и
запретов эмоционально маркированного речевого поведения в процессе смыслового восприятия учащимися эмоционально фокусированных высказываний, продуцируемых в
эмоциогенных ситуациях представителями изучаемой лигвокультуры, с последующей
ситуативно мотивированной репродукцией и собственно продукцией данных
высказываний.
Для полноты
охвата актуального речевого материала целесообразна опора на типологию коммуникативных
ситуаций с точки зрения их эмоциогенного потенциала с учётом структуры речевой
интеракции:
- с позиции инициатора
общения: коммуникативное намерение создать определённый эмоциональный тон
общения или же побудить собеседника к эмоциональной реакции порождает «эмоционально
стимулирующее» высказывание, которое может быть названо эвокативом;
- с позиции автора
речевой реакции: имеет смысл различать неконтролируемую речевую реакцию на вербальный
или невербальный стимул – высказывание-аффектив
– и осмысленную, направляемую определённой интенцией, речевую реакцию –
высказывание-эмотив.
Указанная типология рассматривается в докладе на материале русских текстов
предметной области «Человек и природа».