Булгаков и Сенкевич. Интертекстуальная связь романов "Белая гвардия" и "Огнем и мечом". Опыт прочтения.
Сергей Александрович Жилюк
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2018-03-23
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
М.А.Булгаков, Г.Сенкевич, "Белая гвардия", "Огнем и мечом", интертекст, интертекстуальность
Тезисы
Предлагаемый доклад посвящен проблеме интертекстуальности в
романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Вопросы интертекстуальности в
творчестве Булгакова получили широкое освещение в науке (Б.М. Гаспаров,
Н.Д. Гуткина, Я.С. Лурье, В.И. Немцев, Л.П. Фоменко и др.), однако
текст «Белой гвардии» по-прежнему изучен не в полной мере, несмотря на то, что
специалисты установили его бесспорные связи с Библией, с текстами
А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, исследовали формы и функции
интертекстуальных связей (М.Д. Гаджиева). При таком обилии научных работ
по-прежнему остается почти не изученной взаимосвязь «Белой гвардии» с
литературными произведениями на других языках, в частности, с романом Сенкевича
«Огнем и мечом». Если исследователи и обращаются к этому аспекту, то зачастую
ограничиваются лишь констатацией очевидных фактов, например, сопоставлением
начальных фраз двух романов.
Более пристально эту проблему рассматривает
Б.В. Соколов в ряде своих статей и в монографии «Расшифрованная «Белая
гвардия», однако и он обращается только к отдельным аллюзиям и возможным сходствам
между двумя произведениями. Установление таких «точечных» связей вносит весомый
вклад в изучение творчества М.А. Булгакова, однако эта тема представляется
далеко не исчерпанной.
Целью предлагаемого доклада выступает выявление системных
интертекстуальных связей между романами «Белая гвардия» и «Огнем и мечом»,
предлагается трактовка их функций в произведении М.А. Булгакова. Основой
доклада служит сравнение двух эпизодов романов: первое появление Мышлаевского в
тексте «Белой гвардии» (Первая часть) и встреча пана Заглобы и Елены Курцевич с
чабанами (Часть первая, глава ХХ). В качестве доказательного материала в
докладе анализируются и несколько других эпизодов.
Основными методами, использованными при подготовке доклада,
являются сопоставительный и семиотический методы в сочетании с
культурно-историческим методом, позволяющие установить взаимосвязь между указанными литературными произведениями.