47th International Philological Research Conference

Связь мыслей в концовке послания Горация к Флору (Epist. II, 2, 213–216)

Денис Валерьевич Кейер
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215-а
2018-03-21
17:00 - 17:30

Ключевые слова, аннотация

Гораций, Послания, этическая философия

Тезисы

Стт. 214–216 («ты достаточно наелся, напился и нагулялся; тебе пора уйти с пира молодых») трактуются учеными по-разному: (1) по аналогии с другими примерами использования этого образа в античной литературе – как указание на уход из жизни;  (2) по аналогии с близкими им стт. 141–144 – как отказ от юношеских забав, в т.ч. от поэзии, в пользу изучения философии. Последнее толкование представляется предпочтительным. Другая проблема скрывается в ст. 213 («Если ты не умеешь жить правильно, уступай дорогу опытным»). В таком виде призыв decede peritis можно принять за отказ от занятий философией, хотя контекст требует прямо противоположного («продолжай искать мудрости» или «бросай пустяки»). Ведь в ст. 205–212 поэт предостерегает себя от эйфории, вызванной преодолением стяжательства: «на очереди множество других пороков, извлечена  лишь одна заноза из многих». Ситуация «опытный заступает место неудачника» в этот контекст никак не вписывается. Ф. Клингнер усматривал в ст. 213 своеобразное ерничество, понимая vivere recte в обывательском духе (т.е. как «пить, гулять и веселиться») и сближая decede peritis с оставлением пира в стт. 213–216. Между тем и ход мысли в ст. 205–212, и параллели между стт. 213–216 и 141–144 не оставляют сомнений в том, что vivere recte должно подразумевать философский образ жизни. Виланд (и вслед за ним Ч. Бринк) трактуют decede peritis в переносном смысле – только как знак уважения к искушенным, – выводя отсюда необходимость перенимать их мудрость; однако, как правильно заметил Н. Рудд, приказ «почитай мастеров» едва ли можно объяснять в смысле «учись у них». Все встанет на свои места, если понимать decedere с дативом как поэтическую метафору в значении «уступать качеством или рангом» (Hor. Carm. II, 6, 15; ср. Verg. Georg. II, 98 assurgit). В таком случае decede peritis означает «признавай превосходство искушенных», т.е. «не считай себя мастером». Такой смысл точно соответствует общей идее, выраженной в стт. 205–212.