Связь мыслей в концовке послания Горация к Флору (Epist. II, 2, 213–216)
Денис Валерьевич Кейер
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2018-03-21
17:00 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Гораций, Послания, этическая философия
Тезисы
Стт. 214–216 («ты достаточно наелся, напился и нагулялся; тебе пора уйти
с пира молодых») трактуются учеными по-разному: (1) по
аналогии с другими примерами использования этого образа в античной литературе – как
указание на уход из жизни; (2) по аналогии с близкими им стт. 141–144 – как
отказ от юношеских забав, в т.ч. от поэзии, в пользу изучения философии.
Последнее толкование представляется предпочтительным. Другая проблема скрывается в ст.
213 («Если ты не умеешь жить правильно, уступай дорогу опытным»). В таком виде
призыв decede peritis можно
принять за отказ от занятий философией, хотя контекст требует прямо
противоположного («продолжай искать мудрости» или «бросай пустяки»). Ведь в ст.
205–212 поэт предостерегает себя от эйфории, вызванной преодолением
стяжательства: «на очереди множество других пороков, извлечена лишь одна заноза из многих». Ситуация
«опытный заступает место неудачника» в этот контекст никак не вписывается. Ф.
Клингнер усматривал в ст. 213 своеобразное ерничество, понимая vivere
recte в
обывательском духе (т.е. как «пить, гулять и веселиться») и сближая decede
peritis с
оставлением пира в стт. 213–216. Между тем и ход мысли в ст. 205–212, и
параллели между стт. 213–216 и 141–144 не оставляют сомнений в том, что vivere recte должно
подразумевать философский образ жизни. Виланд (и вслед за ним Ч. Бринк) трактуют
decede peritis в переносном смысле – только как знак уважения к
искушенным, – выводя отсюда необходимость перенимать их мудрость; однако, как
правильно заметил Н. Рудд, приказ «почитай мастеров» едва ли можно объяснять в
смысле «учись у них». Все встанет на свои места, если понимать decedere с
дативом как поэтическую метафору в значении «уступать качеством или рангом» (Hor.
Carm. II, 6, 15; ср. Verg. Georg. II, 98 assurgit). В
таком случае decede peritis означает «признавай превосходство искушенных»,
т.е. «не считай себя мастером». Такой смысл точно соответствует общей идее,
выраженной в стт. 205–212.