47th International Philological Research Conference

Движение к сакральному в сюжете фильма: от Сергея Герасимова до Алексея Балабанова

Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

191
2018-03-24
15:30 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

телесность; сакральное; профанное; Сергей Герасимов; Алексей Балабанов

Тезисы

Формирование новой мифологии и нового пантеона в фильмах С. Герасимова «Молодая гвардия», Л. Шепитько «Восхождение» происходит за счет нарратива, где часть информации открыта и предъявлена, а часть закодирована, оставлена для раскрытия через новозаветную символику и новозаветные сюжетные перипетии: тайная вечеря, предательство Христа Иудой, осознание необходимости жертвы, распятие, оплакивание жертвы или пьета, и др. Повествование идет на двух уровнях: первый – линейное повествование, традиционное движение истории через ряд перипетий к кульминации; второй -  движение героя по пути сакрализации через трансформацию его телесности, пластического слияния с одним или несколькими узнаваемыми сакральными символами. Мифологизация героев сопровождаются трансформацией пространства, которое также преображается из обыденного в символическое. Процесс киномифологизации в том числе трансформирует жанровые особенности повествования, способ существования персонажей, и рпедлагает такой редкий феномен как автосакрализация,  что происходит в фильме А. Балабанова «Я тоже хочу».