Движение к сакральному в сюжете фильма: от Сергея Герасимова до Алексея Балабанова
Светлана Сергеевна Козлова
Докладчик
преподаватель
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
191
2018-03-24
15:30 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
телесность; сакральное; профанное; Сергей Герасимов; Алексей Балабанов
Тезисы
Формирование новой мифологии и нового пантеона в
фильмах С. Герасимова «Молодая гвардия», Л. Шепитько «Восхождение» происходит за
счет нарратива, где часть информации открыта и предъявлена, а часть
закодирована, оставлена для раскрытия через новозаветную символику и
новозаветные сюжетные перипетии: тайная вечеря, предательство Христа Иудой, осознание
необходимости жертвы, распятие, оплакивание жертвы или пьета, и др.
Повествование идет на двух уровнях: первый –
линейное повествование, традиционное движение истории через ряд перипетий к
кульминации; второй - движение героя по
пути сакрализации через трансформацию его телесности, пластического слияния с
одним или несколькими узнаваемыми сакральными символами.
Мифологизация героев сопровождаются трансформацией
пространства, которое также преображается из обыденного в символическое.
Процесс киномифологизации в том числе трансформирует
жанровые особенности повествования, способ существования персонажей, и
рпедлагает такой редкий феномен как автосакрализация, что происходит в фильме А. Балабанова «Я тоже
хочу».