47th International Philological Research Conference

Лечебные травы в народной медицине арумын с. Маловишта (Македония)

Александр Александрович Новик
Докладчик
заведующий отделом
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Греческий институт
2018-03-23
12:00 - 12:25

Ключевые слова, аннотация

арумыны; Македония; народная медицина; лечебные травы; лексика; этноботаника

Тезисы

В июне 2017 г. мною проводились полевые исследования у арумын с. Маловишта, расположенном в Национальном парке Пелистер, община Битола, Республика Македония. Одними из основных тем экспедиционной работы стали народная медицина и этноботаника. Село Маловишта известно в округе своим традиционным укладом жизни и сохранением многих элементов народной культуры. В селе до настоящего времени исключительно популярны традиционные способы врачевания – с помощью различных лечебных трав, плодов и проч. Также народные целители применяют различные манипуляции с целью излечения от недугов – артритов и артрозов, головной боли, заболеваний нервной системы и др. В сельском сообществе умение лечить с помощью лекарственных растений идентифицируется как местная, этнолокальная особенность, присущая арумынам региона. По сравнению со способностью (по утверждению информантов в Маловишта) влахов Восточной Сербии к колдовству, арумыны микрорегиона Пелистер имеют особый талант и навыки лечения недугов с помощью целебных растений. В ходе экспедиционной работы были зафиксированы локальные названия растений, играющих важную роль в народной медицине, а также их лечебные свойства: ʻмятаʼ арум. gjázmă, мак. диал. ме́нта, серб. на́на (используется для успокоения желудочной боли, «открывает аппетит» и т.д.); ʻмелиссаʼ арум. matócina, серб. ма́тичњак (используется как успокоительное, для хорошего самочувствия и т.д.); ʻзверобойʼ арум. kantarión, серб. диал. на́валич (используется для нормализации артериального давления, сердечной деятельности) и др. Kantúria – «влашский сбор» со зверобоем, использующийся при лечении различных недугов, средство так называемого широкого применения. Анализ собранных материалов позволяет сделать вывод о том, что в последние десятилетия в народную медицину массово проникают знания, транслируемые СМИ, научной и популярной литературой и т.д. Эти знания интегрируются в commons и воспринимаются носителями культуры как свои, местные.