Лечебные травы в народной медицине арумын с. Маловишта (Македония)
Александр Александрович Новик
Докладчик
заведующий отделом
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Греческий институт
2018-03-23
12:00 -
12:25
Ключевые слова, аннотация
арумыны; Македония; народная медицина; лечебные травы; лексика; этноботаника
Тезисы
В
июне 2017 г. мною проводились полевые исследования у арумын с. Маловишта, расположенном
в Национальном парке Пелистер, община Битола, Республика Македония. Одними из
основных тем экспедиционной работы стали народная медицина и этноботаника. Село
Маловишта известно в округе своим традиционным укладом жизни и сохранением
многих элементов народной культуры. В селе до настоящего времени
исключительно популярны традиционные способы врачевания – с помощью различных
лечебных трав, плодов и проч. Также народные целители применяют различные
манипуляции с целью излечения от недугов – артритов и артрозов, головной боли,
заболеваний нервной системы и др.
В сельском сообществе умение лечить с
помощью лекарственных растений идентифицируется как местная, этнолокальная
особенность, присущая арумынам региона. По сравнению со способностью (по
утверждению информантов в Маловишта) влахов Восточной Сербии к колдовству,
арумыны микрорегиона Пелистер имеют особый талант и навыки лечения недугов с
помощью целебных растений.
В ходе экспедиционной работы были
зафиксированы локальные названия растений, играющих важную роль в народной
медицине, а также их лечебные свойства: ʻмятаʼ арум. gjázmă,
мак. диал. ме́нта, серб. на́на (используется для успокоения
желудочной боли, «открывает аппетит» и т.д.); ʻмелиссаʼ арум. matócina, серб. ма́тичњак (используется как успокоительное, для хорошего
самочувствия и т.д.); ʻзверобойʼ арум. kantarión,
серб. диал. на́валич (используется
для нормализации артериального давления, сердечной деятельности) и др. Kantúria
–
«влашский сбор» со зверобоем, использующийся при лечении различных недугов,
– средство так называемого широкого применения.
Анализ собранных материалов позволяет
сделать вывод о том, что в последние десятилетия в народную медицину массово
проникают знания, транслируемые СМИ, научной и популярной литературой и т.д.
Эти знания интегрируются в commons
и
воспринимаются носителями культуры как свои,
местные.