47th International Philological Research Conference

Вторая жизнь Маттиа Паскаля в образе Смурова из «Соглядатая» Владимира Набокова

Игорь Павлович Смирнов
Докладчик
профессор
Констанцский университет

129
2018-03-22
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Владимир Набоков; Луиджи Пиранделло; Марсель Л'Эрбье; Иван Мозжухин; фильмический нарратив; словесный нарратив

Тезисы

Подчеркнутая кинематографичность повествования в «Соглядатае» (1930) Владимира Набокова имеет скрытое основание: она объясняется тем, что это произведение литературно перерабатывает мотивику и выразительные приемы фильма Марселя Л'Эрбье «Покойный Маттиа Паскаль» (1925/1926), поставленного по одноименному роману Луиджи Пиранделло. Главную роль у Л'Эрбье исполнял Иван Мозжухин. В романе Пиранделло, в фильме Л'Эрбье и в повести Набокова одинаково изображается коннотированная как свободная жизнь героя после самоубийства – мнимого в первых двух случаях и неудачного в третьем. В фильме избавление Маттиа Паскаля от прежней идентичности интерпретируется как обретение им способности к раздвоению и наблюдению себя со стороны. Именно этот мотив становится стержневым в «Соглядатае». В докладе предполагается выяснить, в чем состоит разница между фильмическим и словесным нарративами, равно посвященными самонаблюдению.