Вторая жизнь Маттиа Паскаля в образе Смурова из «Соглядатая» Владимира Набокова
Игорь Павлович Смирнов
Докладчик
профессор
Констанцский университет
Констанцский университет
129
2018-03-22
14:30 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Владимир Набоков; Луиджи Пиранделло; Марсель Л'Эрбье; Иван Мозжухин; фильмический нарратив; словесный нарратив
Тезисы
Подчеркнутая кинематографичность повествования в
«Соглядатае» (1930) Владимира Набокова имеет скрытое основание: она объясняется
тем, что это произведение литературно перерабатывает мотивику и выразительные
приемы фильма Марселя Л'Эрбье «Покойный Маттиа Паскаль» (1925/1926),
поставленного по одноименному роману Луиджи Пиранделло. Главную роль у Л'Эрбье
исполнял Иван Мозжухин. В романе Пиранделло, в фильме Л'Эрбье и в повести
Набокова одинаково изображается коннотированная как свободная жизнь героя после
самоубийства – мнимого в первых двух случаях и неудачного в третьем. В фильме
избавление Маттиа Паскаля от прежней идентичности интерпретируется как
обретение им способности к раздвоению и наблюдению себя со стороны. Именно этот
мотив становится стержневым в «Соглядатае». В докладе предполагается выяснить,
в чем состоит разница между фильмическим и словесным нарративами, равно
посвященными самонаблюдению.