Кросскультурная трансформация биографического романа о писателе (на материале беллетристики о Генри Джеймсе)
Ольга Юрьевна Анцыферова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
190
2018-03-21
10:40 -
11:00
Ключевые слова, аннотация
Генри Джеймс; биографический роман; коммодификация
классики; альтернативная история; dime-novel; бурлеск.
Тезисы
Популярность
жанра писательской биографии на рубеже третьего тысячелетия уже стала
общепризнанным фактом и предметом многочисленных критических рефлексий.
Г. Джеймс стал особым любимцем сочинителей биографических романов. В
докладе рассматривается текст, намеренно создававшийся на стыке серьезной и
массовой культуры, особое внимание уделяется
социокультурному феномену коммодификации классики, порождающему тот род
современной биографической беллетристики, которая имеет не просто кроссжанровую
(объединяя художественное и документальное начала), но и иногда и
кросскультурную природу —когда biofictions намеренно апеллируют к разным
сегментам культурного поля и адресуются как серьезной академической публике,
так и массовому читателю, более привыкшему к "формульной литературе”. Первым
беллетристическим текстом о Джеймсе,
носящим такой гибридный, кросскультурный характер, стала книга Р. Либман-Смита
(Liebmann-Smith) «Ребята Джеймс: Роман о четырех отчаянных братьях» («The James Boys: A Novel Account of Four Desperate Brothers», 2008). Обделенная (возможно, справедливо) вниманием
литературной критики, книга представляет определенный интерес в контексте
трансформаций и жанровой гибридизации беллетристики о писателях.
Книга Либман-Смита
представляет собой попытку соединить популярный жанр беллетризованной биографии
с жанром dime-novel. Чтобы сгладить жанровый мезальянс, автор травестирует жанр
беллетризованной биографии с помощью нарочитого наукообразия, акцентирования
материально-телесного низа, а также вольной или невольной пародии на уже
получившие признание биографии Джеймса. Попытка скрестить биографическую
джеймсиану с бульварной литературой не оказалась единственной в своем роде. В
2010 году увидела свет книга профессора П. М. Коэн «Что знала Алиса:
Удивительнейшая история о Генри Джеймсе и Джеке Потрошителе» («What Alice Knew: A Most Curious Novel of Henry James and Jack the Ripper»), что позволяет
говорить о некой тенденции.