XLVII Международная филологическая научная конференция

Кросскультурная трансформация биографического романа о писателе (на материале беллетристики о Генри Джеймсе)

Ольга Юрьевна Анцыферова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

190
2018-03-21
10:40 - 11:00

Ключевые слова, аннотация

Генри Джеймс; биографический роман; коммодификация классики; альтернативная история; dime-novel; бурлеск.



Тезисы

Популярность жанра писательской биографии на рубеже третьего тысячелетия уже стала общепризнанным фактом и предметом многочисленных критических рефлексий. Г. Джеймс стал особым любимцем сочинителей биографических романов. В докладе рассматривается текст, намеренно создававшийся на стыке серьезной и массовой культуры, особое внимание уделяется  социокультурному феномену коммодификации классики, порождающему тот род современной биографической беллетристики, которая имеет не просто кроссжанровую (объединяя художественное и документальное начала), но и иногда и кросскультурную природу —когда biofictions намеренно апеллируют к разным сегментам культурного поля и адресуются как серьезной академической публике, так и массовому читателю, более привыкшему к "формульной литературе”. Первым беллетристическим текстом о  Джеймсе, носящим такой гибридный, кросскультурный характер, стала книга Р. Либман-Смита (Liebmann-Smith) «Ребята Джеймс: Роман о четырех отчаянных братьях» («The James Boys: A Novel Account of Four Desperate Brothers», 2008).  Обделенная (возможно, справедливо) вниманием литературной критики, книга представляет определенный интерес в контексте трансформаций и жанровой гибридизации беллетристики о писателях. Книга Либман-Смита представляет собой попытку соединить популярный жанр беллетризованной биографии с жанром dime-novel. Чтобы сгладить жанровый мезальянс, автор травестирует жанр беллетризованной биографии с помощью нарочитого наукообразия, акцентирования материально-телесного низа, а также вольной или невольной пародии на уже получившие признание биографии Джеймса. Попытка скрестить биографическую джеймсиану с бульварной литературой не оказалась единственной в своем роде. В 2010 году увидела свет книга профессора П. М. Коэн «Что знала Алиса: Удивительнейшая история о Генри Джеймсе и Джеке Потрошителе» («What Alice Knew: A Most Curious Novel of Henry James and Jack the Ripper»), что позволяет говорить о некой тенденции.