Фигура исключения: интерпретация иноязычного дневника (Мария Башкирцева – Марина Цветаева)
Екатерина Александровна Кондратьева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2018-03-24
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
М.И.Цветаева; М.К.Башкирцева; эго-высказывание; дневниковые записи 1930-х гг.; русско-французские связи; иноязычное письмо; поэзия
Тезисы
Личность М.К.Башкирцевой (1858-1884), рано умершей одаренной
певицы и художницы, обретшей истинную славу в посмертной публикации своего
дневника, написанного по-французски, вдохновляла М.И.Цветаеву (1892-1941) на протяжении
всей жизни поэта. Предельная искренность, обнаженная эгоцентричность,
безжалостная открытость дневника Башкирцевой стали определяющими факторами
формирования личности и творческой манеры Цветаевой. Влияние Башкирцевой
прослеживается на всех уровнях письменных свидетельств, оставленных поэтом: от
непосредственных упоминаний и посвящений (первый сборник Цветаевой «Вечерний
альбом» посвящен «блистательной памяти» Башкирцевой, её имя представлено на
страницах записных книжек и писем Цветаевой) до анализа личности Башкирцевой,
её вклада в мировую культуру, её манеры вести дневник (в записных книжках 1918-19
гг.), - причём данный анализ является не только интерпретацией текстов и фигуры
Башкирцевой, но и отражением философии и стилистики творчества самой Цветаевой,
представляющего собой непротиворечивое единство, сводимое к выражению и
утверждению себя как фигуры исключения. Эта парадоксальная природа «эго-высказывания»,
характерная как для текстов Башкирцевой, так и для текстов Цветаевой,
определяет как творчество, так и жизнь последней (преломившиеся в «эго-высказывании»
дневников и писем). Немалую роль здесь играет иноязычная природа дневника.
Возможно, поэтому дневники Цветаевой 1930-х гг. (к которым она возвращается
после десятилетнего перерыва) во многом написаны по-французски. В настоящей
работе планируется исследование как интерпретации дневника Башкирцевой в ранних
записях Цветаевой, так и её поздних записей 1930-х гг., в которых трагическая «фигура
исключения» и размышления о ней подтверждаются самим материалом биографии
поэта.