XLVII Международная филологическая научная конференция

Фигура исключения: интерпретация иноязычного дневника (Мария Башкирцева – Марина Цветаева)

Екатерина Александровна Кондратьева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2018-03-24
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

М.И.Цветаева; М.К.Башкирцева; эго-высказывание; дневниковые записи 1930-х гг.; русско-французские связи; иноязычное письмо; поэзия

Тезисы

Личность М.К.Башкирцевой (1858-1884), рано умершей одаренной певицы и художницы, обретшей истинную славу в посмертной публикации своего дневника, написанного по-французски, вдохновляла М.И.Цветаеву (1892-1941) на протяжении всей жизни поэта. Предельная искренность, обнаженная эгоцентричность, безжалостная открытость дневника Башкирцевой стали определяющими факторами формирования личности и творческой манеры Цветаевой. Влияние Башкирцевой прослеживается на всех уровнях письменных свидетельств, оставленных поэтом: от непосредственных упоминаний и посвящений (первый сборник Цветаевой «Вечерний альбом» посвящен «блистательной памяти» Башкирцевой, её имя представлено на страницах записных книжек и писем Цветаевой) до анализа личности Башкирцевой, её вклада в мировую культуру, её манеры вести дневник (в записных книжках 1918-19 гг.), - причём данный анализ является не только интерпретацией текстов и фигуры Башкирцевой, но и отражением философии и стилистики творчества самой Цветаевой, представляющего собой непротиворечивое единство, сводимое к выражению и утверждению себя как фигуры исключения. Эта парадоксальная природа «эго-высказывания», характерная как для текстов Башкирцевой, так и для текстов Цветаевой, определяет как творчество, так и жизнь последней (преломившиеся в «эго-высказывании» дневников и писем). Немалую роль здесь играет иноязычная природа дневника. Возможно, поэтому дневники Цветаевой 1930-х гг. (к которым она возвращается после десятилетнего перерыва) во многом написаны по-французски. В настоящей работе планируется исследование как интерпретации дневника Башкирцевой в ранних записях Цветаевой, так и её поздних записей 1930-х гг., в которых трагическая «фигура исключения» и размышления о ней подтверждаются самим материалом биографии поэта.