Стратегии освоения языка: влияние внутренних и средовых факторов
Ольга Борисовна Сизова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
215-а
2018-03-27
15:20 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
формирование языковой системы, детская речь, общее недоразвитие речи, языковые стратегии
Тезисы
О стратегиях освоения языка
принято говорить применительно к случаям нормального развития. Признаки
референциальной и экспрессивной стратегии освоения языка в настоящее время подробно
изучены. В исследовании аргументируется следующее положение: механизмы, обусловливающие
выбор стратегии освоения языка, при
дисгармоничном превалировании одного из комплементарных механизмов
обеспечивают формирование одного из синдромов недоразвития речи. Критерии,
дифференцирующие референциальную и экспрессивную стратегии в норме, применяются
к анализу становления языковой системы
детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Особенностью исследования
является сопоставление речевого развития двух братьев с ОНР, реализующих разные
стратегии освоения языка. Обсуждаются результаты лонгитюдного наблюдения за
развитием братьев и тестирования состояния их языковых функций и речевой
моторики.
С одной стороны, анализируются
различия проявлений применяемых братьями языковых стратегий. С другой стороны,
выявляется роль средовых факторов формирования языка – идентичного социально-экономического
статуса; стратегии родителей при взаимодействии с каждым из детей. Доказывается,
что проявления стратегий языкового развития находятся под влиянием таких
факторов, как различные механизмы реализации языковых стратегий и
последовательность приобретения родителями опыта взаимодействия с детьми,
реализующими разные стратегии развития. Важным оказывается и взаимовлияние различных аспектов
комплементарных по сути стратегий освоения языка при постоянном взаимодействии
их носителей. Поскольку любая языковая система при своем становлении испытывает
перечисленные влияния в различной степени, целесообразно учитывать их роль в
формировании и, вероятно, зрелом функционировании языковой системы[1].
[1] Исследование выполнено при
финансовой поддержке РНФ, грант 14-18-03668