XLVII Международная филологическая научная конференция

Стратегии освоения языка: влияние внутренних и средовых факторов

Ольга Борисовна Сизова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

215-а
2018-03-27
15:20 - 15:50

Ключевые слова, аннотация

формирование языковой системы, детская речь, общее недоразвитие речи, языковые стратегии

Тезисы

О стратегиях освоения языка принято говорить применительно к случаям нормального развития. Признаки референциальной и экспрессивной стратегии освоения языка в настоящее время подробно изучены. В исследовании аргументируется следующее положение: механизмы, обусловливающие выбор стратегии освоения языка, при  дисгармоничном превалировании одного из комплементарных механизмов обеспечивают формирование одного из синдромов недоразвития речи. Критерии, дифференцирующие референциальную и экспрессивную стратегии в норме, применяются  к анализу становления языковой системы детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Особенностью исследования является сопоставление речевого развития двух братьев с ОНР, реализующих разные стратегии освоения языка. Обсуждаются результаты лонгитюдного наблюдения за развитием братьев и тестирования состояния их языковых функций и речевой моторики. С одной стороны, анализируются различия проявлений применяемых братьями языковых стратегий. С другой стороны, выявляется роль средовых факторов формирования языка – идентичного социально-экономического статуса;  стратегии родителей  при взаимодействии с каждым из детей. Доказывается, что проявления стратегий языкового развития находятся под влиянием таких факторов, как различные механизмы реализации языковых стратегий и последовательность приобретения родителями опыта взаимодействия с детьми, реализующими разные стратегии развития. Важным оказывается и взаимовлияние различных аспектов комплементарных по сути стратегий освоения языка при постоянном взаимодействии их носителей. Поскольку любая языковая система при своем становлении испытывает перечисленные влияния в различной степени, целесообразно учитывать их роль в формировании и, вероятно, зрелом функционировании языковой системы[1].

[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, грант 14-18-03668