«Аленка» Б. В. Барнета: «детский фильм» как способ критического социального высказывания в советском кино
Светлана Александровна Семенчук
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
25
2018-03-23
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
Кинематограф
оттепели; Б. Барнет; С. Антонов; Аленка,
детское кино; кинематограф СССР;
Тезисы
Во
время «оттепели» в советском кино
произошло возвращение к изобретательности
и разнообразию как в изобразительных
средствах, так и в нарративных структурах
и речевых характеристиках персонажей.
В это же время кинематограф получил
социальный заказ на создание так
называемого «детского кинематографа»:
фильмов о детях и для детей, для нового
свободного поколения, не знающего
давления сталинских репрессий и войны.
«Детское кино» формально снимало с
режиссеров часть страха и ответственности
перед редакторским карандашом и давало
практически неограниченные возможности
в использовании «эзопова языка» в кино.
Одним из ярких примеров такого иносказания
стал фильм «Аленка» (1961) Б. В.
Барнета — экранизации одноименной
повести С. П. Антонова.
Полифония
голосов, лишь намеченная в повести, особенно подчеркнута автором
фильма — каждая из четырех историй,
рассказанных героями, оформлена в
отдельную новеллу. Сквозным мотивом и
повести, и фильма становится дорога —
герои едут из целинного совхоза к
ближайшей
станции.
На
первый взгляд, житейские истории героев
сугубо частные и комедийные, однако
фильм становится острым критическим
социальным высказыванием на тему
политики освоения целинных земель
(1954-1965)
и условий жизни советского человека. Основным инструментом этой критики становится текст, произносимый героями картины. Текст,
высмеивающий «официальный язык»
1930-1950-х годов.
Актуальность
доклада обусловлена интересом и к
языковым практикам «советского человека»,
неизменно оказывающим влияние на его
повседневную жизнь, а
также исследованием тех коренных
изменений, которые произошли в политике
и культуре СССР
во
второй половине XX
века.