47th International Philological Research Conference

Этический аспект в романе классического модерна "Наваждение" Г. Броха

Олеся Васильевна Бессмельцева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2018-03-20
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Г. Брох, «Наваждение», «новый миф», Э. Блох, этический и эстетический аспект творчества, «религиозный роман»

Тезисы

Доклад раскрывает художественную специфику романа-фрагмента «Наваждение» («Die Verzauberung») Г. Броха (1886-1951, Broch). Отмечая роль мифологических концепций Й. Бахофена, Дж. Фрэзера, К.Г. Юнга в организации романа, западные исследователи останавливаются в основном на содержательных соответствиях. Сам Брох, разрабатывая концепцию мифа, отсылал к творчеству Й.В. Гёте. Для Броха миф – это особое жанровое единство, существовавшее ещё до «размежевания» сказа на эпический, лирический и драматический модусы. Т.о., жанровый синтез в «Наваждении» должен открыть новый виток в истории жанровой эстетики. Важно, что у Броха поиск «нового мифа» как нового типа повествования входит в программу создания «религиозного романа», где эстетические инновации призваны решать этические проблемы. Для Броха «примирение» жанров – это необходимая предпосылка социальных преобразований. Стремление немецкоязычных авторов (Броха, Т. Манна) приписать мифу, помимо эстетического своеобразия, ещё и способность непосредственно влиять на события современности обусловлено исторической ситуацией, сложившейся после распада Австро-Венгрии и падения Германской империи. 1920-е гг. отмечены для обеих стран повышенной социально-политической динамикой. Соединить эстетическую программу модерна по созданию нового мифа и политическую задачу обретения нового социального порядка стремились не только немецкоязычные писатели, но и социологи Франкфуртской школы. Так, роман Броха перекликается с идеями книги Э. Блоха «Наследие нашей эпохи», которую Брох прочёл незадолго до начала работы над «Наваждением». Т.о., вопрос о влиянии социологии Блоха на поэтику романа «Наваждение» позволяет по-новому взглянуть на творческую программу Броха, его стремление подвести этическое основание под поиски новой художественной формы.