Этический аспект в романе классического модерна "Наваждение" Г. Броха
Олеся Васильевна Бессмельцева
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2018-03-20
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Г. Брох, «Наваждение», «новый
миф», Э. Блох, этический и эстетический аспект творчества, «религиозный роман»
Тезисы
Доклад раскрывает художественную специфику романа-фрагмента «Наваждение» («Die Verzauberung») Г.
Броха (1886-1951, Broch). Отмечая роль мифологических
концепций Й. Бахофена, Дж. Фрэзера, К.Г. Юнга в организации романа, западные исследователи останавливаются в основном на содержательных соответствиях. Сам Брох,
разрабатывая концепцию мифа, отсылал к творчеству Й.В. Гёте. Для Броха миф –
это особое жанровое единство, существовавшее ещё до «размежевания» сказа на
эпический, лирический и драматический модусы. Т.о., жанровый синтез в
«Наваждении» должен открыть новый виток в истории жанровой эстетики. Важно, что
у Броха поиск «нового мифа» как нового типа повествования входит в программу
создания «религиозного романа», где эстетические инновации призваны
решать этические проблемы. Для Броха «примирение» жанров – это необходимая
предпосылка социальных преобразований. Стремление немецкоязычных авторов (Броха,
Т. Манна) приписать мифу, помимо эстетического своеобразия, ещё и способность
непосредственно влиять на события современности обусловлено исторической
ситуацией, сложившейся после распада Австро-Венгрии и падения Германской
империи. 1920-е гг. отмечены для обеих стран повышенной социально-политической
динамикой. Соединить эстетическую программу модерна по созданию нового мифа и
политическую задачу обретения нового социального порядка стремились не только немецкоязычные писатели, но и социологи
Франкфуртской школы. Так, роман Броха перекликается с идеями книги Э. Блоха «Наследие
нашей эпохи», которую Брох прочёл незадолго до начала работы над «Наваждением».
Т.о., вопрос о влиянии социологии Блоха на поэтику романа «Наваждение» позволяет
по-новому взглянуть на творческую программу Броха, его стремление подвести этическое
основание под поиски новой художественной формы.