47th International Philological Research Conference

«Вам возвращая Ваш портрет…» Личность и творчество Р. М. Глиэра в мемуарах и эпистолярии его учеников

Александр Владимирович Наумов
Докладчик
доцент
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-22
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

Глиэр, Фролов, Халатов, Юрасовский, эпистолярий, дневники, мемуары

Тезисы

Круг учеников Р. М. Глиэра, несмотря на относительно небольшое число подписанных лично им как руководителем дипломных композиторских работ, охватывает весьма значительное число музыкантов — студентов Киевской и Московской консерваторий, а также тех, кто занимался частным образом, на дому. Отношения между педагогом и его подопечными никогда не были особенно близки, однако, связи, личные и профессиональные, в дальнейшем сохранялись и крепли. Архив Глиэра сохранил несколько крупных эпистолярных подборок 1900-х — 1950-х годов. Письма А. А. Карцева, Б. М. Лятошинского, М. П. Фролова и некоторых других приходили с большей или меньшей регулярностью на протяжении десятков лет, в них затрагивались самые разные, подчас весьма острые политические и творческие темы. Чаще всего упомянутые документы «монофоничны»: редкие и скупые ответы Глиэра (если таковые существовали), почти не сохранились, характеристика адресата остается для современного читателя «косвенной», что не делает ее менее яркой. Издания этих материалов, осуществленные в последнее десятилетие, заставляют по-новому взглянуть на образ крупнейшего мастера русской музыки и в то же время видного представителя советского «официоза», каковым предстает Глиэр, если ориентироваться, к примеру, только на двухтомное собрание статей и воспоминаний, вышедшего в 1965–1967 годах. Представление о «нехрестоматийном Глиэре» широко дополняется дневниковыми записками А. А. Шеншина и А. И. Юрасовского, а также мемуарами С. А. Халатова (все они также писали своему профессору письма). Разноголосие и некоторая противоречивость, естественно присущие этим разным по типу документам, ставят при публикационной работе с ними ряд проблем: от чисто литературных и редакторских до более принципиальных, затрагивающих сферы исследовательской объективности и общечеловеческой этики.