47th International Philological Research Conference

Дизайн как сценарий: метаморфозы образа города в двух фильмах о «Бегущем по лезвию» и ускоренный коллапс глобальной цивилизации

Анжелика Александровна Артюх
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2018-03-22
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

Голливуд; кинофантастика; дизайн; фрактал; постмодернизм; акселерационизм; киборг; репликант 

Тезисы

В 1982 году Ридли Скотт поставил голливудский фильм «Бегущий по лезвию», который стал культовым среди поклонников кинофантастики и вошел в тройку лучших фантастических фильмов всех времен и народов по рейтингу Всемирной Конвенции фантастов. Главным принципом, которым руководствовался Скотт, в молодости учившийся в Великобритании на художника: дизайн должен играть роль сценария. Вместе с дизайнером Сидом Мидом Скотт визуально преобразил замысел Филиппа Дика (автора романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?») и придумал город Будущего, существующий по законам фрактальной геометрии и вбирающий в себя элементы дизайна, напоминающие не только о нуарах 40-х, но и об архитектурных зданиях современных Нью-Йорка и Гонконга. Этот образ Будущего во многом позаимствовал и Денни Вильнев, снявший в 2017 году под продюсерством Скотта продолжение фильма «Бегущий по лезвию 2049», однако, в своей картине он показал распад фантастического города, равно как и его сегментированность, разбивку на разного рода «зоны», враждебные друг к другу. Автор доклада попытается ответить, как визуальными и дизайнерскими решениями развивались основные философские идеи двух фильмов. Кстати, Ридли Скотт недавно заявил, что сам как режиссер хочет сделать продолжение фильма.