Дизайн как сценарий: метаморфозы образа города в двух фильмах о «Бегущем по лезвию» и ускоренный коллапс глобальной цивилизации
Анжелика Александровна Артюх
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2018-03-22
13:00 -
13:30
Ключевые слова, аннотация
Голливуд; кинофантастика; дизайн; фрактал; постмодернизм; акселерационизм; киборг; репликант
Тезисы
В
1982 году Ридли Скотт поставил голливудский фильм «Бегущий по лезвию», который
стал культовым среди поклонников кинофантастики и вошел в тройку лучших
фантастических фильмов всех времен и народов по рейтингу Всемирной Конвенции
фантастов. Главным принципом, которым руководствовался Скотт, в молодости
учившийся в Великобритании на художника: дизайн должен играть роль сценария. Вместе
с дизайнером Сидом Мидом Скотт визуально преобразил замысел Филиппа Дика
(автора романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?») и придумал город
Будущего, существующий по законам фрактальной геометрии и вбирающий в себя
элементы дизайна, напоминающие не только о нуарах 40-х, но и об архитектурных
зданиях современных Нью-Йорка и Гонконга. Этот образ Будущего во многом
позаимствовал и Денни Вильнев, снявший в 2017 году под продюсерством Скотта
продолжение фильма «Бегущий по лезвию 2049», однако, в своей картине он показал
распад фантастического города, равно как и его сегментированность, разбивку на разного
рода «зоны», враждебные друг к другу. Автор доклада попытается ответить, как визуальными
и дизайнерскими решениями развивались основные философские идеи двух фильмов.
Кстати, Ридли Скотт недавно заявил, что сам как режиссер хочет сделать
продолжение фильма.