Звукоподражание в поэзии эпохи Платона
Нина Александровна Алмазова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2018-03-21
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Платон; Гомер; звукоподражание; древнегреческая
поэзия; древнегреческая музыка.
Тезисы
Платон несколько раз с неодобрением упоминает
подражание звукам живой природы в художественной практике своего времени (Resp. III, 396 b; 397 a; Leg. II, 668 a – 670 d). Анализ пассажа из «Государства» показывает, что
речь в нем идет не об инструментальной музыке, а о поэзии – хотя не указано, с пением
или без. Возникает вопрос, какие жанры Платон имеет в виду. Традиционно
считается, что участники диалога говорят о комедии и о новом дифирамбе,
звукоподражательные приемы в которых засвидетельствованы дошедшими текстами. У.
Стенфорд выдвинул гипотезу, что мишенью Платона здесь, как и в других случаях,
является в первую очередь гомеровский эпос. Однако такое явление, как применение
общеупотребительных этимологически звукоподражательных слов (создание которых
приписывалось Гомеру), не вписывается в контекст платоновского диалога. Что же касается
такого трудноуловимого феномена, как «звуковая живопись» – отражение смысла с
помощью аккумуляции определенных звуков, сочетаний долгих или кратких слогов и
т. п., то его слишком сложно выявить и истолковать, чтобы Платон мог без
предварительных объяснений поставить его в одном ряду с прочими, очевидными для
всех, примерами недостойных предметов поэтического подражания. Кроме того,
пассаж из «Кратила» (423
c–d)
показывает, что подражание звукам, издаваемым предметами, философ относит к
сфере музыки. Таким образом, Платон рисует картину неожиданно широкого
распространения звукоподражания в мелической поэзии своей эпохи. Поскольку в
дошедшей архаической мелике этот феномен почти не представлен, можно с
осторожностью предположить, что его проникновение в высокие
музыкально-поэтические жанры связано с «Новой музыкой» 2-й пол. V в.
до н. э.