XLIII Международная филологическая научная конференция

Языковая картина мира через призму особенностей употребления иероглифа chi (痴) в китайском классическом романе «Сон в красном тереме»

Сяофэн Чжан
Докладчик
аспирант
Пекинский университет иностранных языков

187
2014-03-15
12:40 - 13:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен особенностям значения и употребления выражений с китайским иероглифом chi (условно глупость) в китайском классическом романе Цао Сюэциня (1724–1764) «Сон в красном тереме», который в зависимости от ситуации имеет различные значения и используется как слово, соответствующее различным частям речи в русском языке. Анализ всех употреблений иероглифа и его перевода на русский язык подтверждает мнение А. Вежбицкой, что не только мысли могут быть «подуманы» на одном языке, но и чувства могут быть испытаны в рамках одного языкового сознания.



Тезисы

Предмет данного доклада представляет собой языковая картина мира через призму выражения китайского иероглифа chi (условно «глупость») в китайском классическом романе Цао Сюэциня (1724–1764) «Сон в красном тереме». Рассмотрение иероглифа chi (痴), обладющего какими значениями и семантическими особенностями в словарях; Отмечаются особенности сочетаемости иероглифа chi (痴), употребленного в романе «Сон в красном тереме»; Выявление того, что chi (痴) Баоюя характеризуется многослойностью, открытостью, человеколюбием и широтой.Смотря с другой стороны, chi (痴) Баоюя не похож ни на каких своей чистотой и неразличием между людей в возрасте, поле, личности, общественном статусе и др. chi (痴) Баоюя как один вид психологического постоянного состояния живет в глубине души; Вскрытие того, что единственное, к чему Дайюй всю жизнь настаивала стремиться, это только безумное тупое любие к своему любимому человеку – Баоюю. Очевидно, что chi (痴) Дайюй обладает единственностью и самостоятельностью; Вывод, что  иероглифа chi (痴), относящегося в китайском языке к числу «базовых эмоций», описывает состояние, безусловно отклоняющееся от нормы. Концепт  chi (痴) в сущности находится где-то рядом со «смыслом жизни» и другими базовыми и непостижими котегориями бытия, хотя в контекстуальных условиях употреблен либо в несколько «сниженном»,«ослабленном»значении, либо в высоком.