50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Разрешенные в пищу виды насекомых (Lv 11:21-22) в свете клинописных источников

Адель Владимировна Немировская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Матвей Денисович Лопатин
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-17
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

древнееврейский язык; аккадский язык; лексические списки; зоонимика; саранча

Тезисы

В кн. Левит (Lv 11:21-22) перечислены виды насекомых, разрешенных в пищу: ˀarbä, sålˤåm, ḥargol, ågåb и «подобное ему» (lə‑mine‑hu/o). Список предваряет их описание: это должны быть «летающие насекомые, ходящие на четырех (конечностях), у которых две голени выше их лап, чтобы скакать ими по земле». Зооним ˀarbä употребителен в основном в качестве общего обозначения для саранчи; sålˤåm и ḥargolhap. leg.; лексема ågåb встречается четыре раза (также Num 13:33, Is 40:22, 2Chr 7:13). По всей видимости, речь идет о насекомых, схожих с саранчой по внешнему виду; однако точный круг значений данных зоонимов не ясен. При анализе древнееврейских бионимов могут быть полезными данные клинописных источников. Прежде всего, это так наз. лексические списки, в том числе списки бионимов. Традиция их составления возникла в Месопотамии в III тыс. до н.э. и впоследствии распространилась по всему Ближнему Востоку. Списки слов и знаков были найдены и на территории совр. Израиля: в Хацоре, Ашкелоне и Афеке [Cohen Y. Cuneiform Writing in Bronze Age Canaan // The Social Archaeology of the Levant: From Prehistory to Present. Cambridge, 2019. P. 245–264]. Копирование лексических списков повсеместно входило в программу обучения писцов. Составители стремились систематизировать знания об окружающей действительности через ее отражение в лексике. Помимо этого, богатый корпус клинописных источников позволяет понять значение конкретных животных в культуре и экономике древневосточных обществ. В лексических списках, составлявшихся с нач. II тыс. до н.э., к «видам» саранчи относилась целая группа насекомых (сверчки, кузнечики, цикады, богомолы, подёнки и др.). В более поздних списках добавлялись синонимы. Упоминания саранчи как метафоры многочисленности и разрушения встречаются в ассирийских царских надписях I тыс. до н.э. (ср.: Nah 3:15, Is 33:4). В клинописных документах разных периодов упоминаются нашествия саранчи и последующий голод. В письмах из Мари (19-18 вв. до н.э.; совр. Телль-Харири) обсуждается отлов различных видов саранчи (сверчков, кузнечиков) для потребления в пищу; одни насекомые ценились больше других, и существовала необходимость их различать [Lion B., Michel C. Criquets et autres insectes à Mari // Mari Annales de Recherches Interdisciplinaires. 1997, №8. Р. 707–724; Radner K. Fressen und gefressen werden: Heuschrecken als Katastrophe und Delikatesse im Alten Vorderen Orient // Die Welt des Orients, B. 34. 2004. S. 8–22]. Авторы талмудического трактата Хуллин-Профанное (3:7) внесли дополнительное уточнение: кроме четырех лап, саранча (ḥgbjm) должна иметь две голени и четыре крыла, полностью покрывающие тельце. Вероятным отголоском древней лексикографической традиции выглядит имеющееся при этом повторное уточнение названия этого насекомого (ḥgb).