Разрешенные в пищу виды насекомых (Lv 11:21-22) в свете клинописных источников
Адель Владимировна Немировская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Матвей Денисович Лопатин
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-17
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
древнееврейский язык;
аккадский язык; лексические списки; зоонимика; саранча
Тезисы
В кн. Левит (Lv 11:21-22) перечислены виды насекомых,
разрешенных в пищу: ˀarbä, sålˤåm,
ḥargol, ḥågåb и «подобное ему» (lə‑mine‑hu/‑o). Список предваряет их описание:
это должны быть «летающие насекомые, ходящие на четырех (конечностях), у
которых две голени выше их лап, чтобы скакать ими по земле». Зооним ˀarbä
употребителен в основном в качестве общего обозначения для саранчи; sålˤåm и ḥargol —
hap. leg.; лексема ḥågåb встречается четыре
раза (также Num 13:33,
Is 40:22, 2Chr 7:13). По всей
видимости, речь идет о насекомых, схожих с саранчой по внешнему виду; однако
точный круг значений данных зоонимов не ясен.
При анализе древнееврейских
бионимов могут быть полезными данные клинописных источников. Прежде всего, это
так наз. лексические списки, в том числе списки бионимов. Традиция их
составления возникла в Месопотамии в III тыс. до н.э. и впоследствии распространилась по всему
Ближнему Востоку. Списки слов и знаков были найдены и на территории совр.
Израиля: в Хацоре, Ашкелоне и Афеке [Cohen Y. Cuneiform Writing
in Bronze Age Canaan // The Social Archaeology of the Levant: From Prehistory
to Present. Cambridge, 2019. P. 245–264]. Копирование лексических списков повсеместно входило
в программу обучения писцов. Составители стремились систематизировать знания об
окружающей действительности через ее отражение в лексике. Помимо этого, богатый
корпус клинописных источников позволяет понять значение конкретных животных в
культуре и экономике древневосточных обществ.
В лексических списках, составлявшихся
с нач. II тыс. до н.э.,
к «видам» саранчи относилась целая группа насекомых (сверчки, кузнечики,
цикады, богомолы, подёнки и др.). В более поздних списках добавлялись синонимы.
Упоминания саранчи как метафоры многочисленности и разрушения встречаются в ассирийских
царских надписях I тыс.
до н.э. (ср.: Nah 3:15,
Is 33:4). В клинописных
документах разных периодов упоминаются нашествия саранчи и последующий голод. В
письмах из Мари (19-18 вв. до н.э.; совр. Телль-Харири) обсуждается отлов
различных видов саранчи (сверчков, кузнечиков) для потребления в пищу; одни
насекомые ценились больше других, и существовала необходимость их различать [Lion
B., Michel C.
Criquets et autres insectes à Mari // Mari Annales de Recherches
Interdisciplinaires. 1997, №8. Р. 707–724; Radner K. Fressen und gefressen
werden: Heuschrecken als Katastrophe und Delikatesse im Alten Vorderen Orient
// Die Welt des Orients, B. 34. 2004. S. 8–22].
Авторы талмудического трактата Хуллин-Профанное
(3:7) внесли дополнительное уточнение: кроме четырех лап, саранча (ḥgbjm) должна иметь две голени
и четыре крыла, полностью покрывающие тельце. Вероятным отголоском древней
лексикографической традиции выглядит имеющееся при этом повторное уточнение названия
этого насекомого (ḥgb).