50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Коммуникативные виды деятельности как компонент содержания профессионально-коммуникативной компетенции языкового педагога

Алексей Александрович Коренев
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

406 (онлайн МсТимз)
2022-03-23
11:20 - 11:35

Ключевые слова, аннотация

профессионально-коммуникативная компетенция, коммуникативные виды деятельности, педагогический дискурс, общеевропейские компетенции

Тезисы

Доклад посвящен новой парадигме рассмотрения профессионально-коммуникативной компетенции учителя и преподавателя иностранного языка в контексте изменяющегося подхода к описанию содержания языкового образования, который нашел свое отражение в современных документах Совета Европы, в частности последних дополнениях к «Общеевропейским компетенциям владения иностранным языком» (CEFR) 2018 и 2020 гг.  В данных документах обозначился переход от рассмотрения традиционных для отечественной методики обучения иностранному языку модели видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письменной речи) к коммуникативным видам деятельности (рецепции, продукции, интеракции и медиации). Причины и содержание данных изменений будут описаны во вступительной части доклада. Далее будут обобщены основные современные подходы к изучению профессионально-коммуникативной компетенции языковых педагогов (учителей и преподавателей иностранного языка), а также дано уточненное определение профессионально-коммуникативной компетенции. Затем будут приведены русскоязычные определения всех коммуникативных видов деятельности, рассмотрено их содержание и необходимые в рамках них стратегии. При рассмотрении каждого коммуникативного вида деятельности будут описаны его проявление в контексте профессионально-коммуникативной компетенции педагога в рамках коммуникативных задач, которые приходится решать учителям и преподавателям иностранных языков. В заключение будет приведена функциональная модель коммуникативных видов деятельности в рамках профессионально-коммуникативной компетенции языкового педагога.