Особенности реализации нарратива и рефлексива в рассказе В. Г. Распутина «Видение»
Ольга Витальевна Хорохордина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн (МСТимз)
2022-03-18
16:30 -
16:45
Ключевые слова, аннотация
Текст-объяснение, нарратив, рефлексив,
мифологизированная семантика языковых единиц
Тезисы
Рассказ В. Г. Распутина «Видение», выдающийся образец
русской лирико-философской прозы конца XX века,
уже заголовком указывает одновременно на своё содержательное и жанровое
своеобразие.
Экспозиционный компонент рассказа сообщает о тревожащем
по ночам повествователя-писателя звуке, загадочность которого вызывает мысли о завершении
земного существования («Что это? – или меня уже зовут?»), подталкивающие к самооценке
в преддверии грядущих изменений («глаза мои всё
чаще обращаются вовнутрь, чтобы различить прощальный пейзаж») и к
попытке представить своё бытие по окончании земной
жизни («что дальше?»). Направляемое этими вопросами, писательское сознание повествователя
вместо прямых ответов порождает видения, в которые он сам включён как перемещающийся
между мирами персонаж, их созерцатель и интерпретатор.
Содержание рассказа определяет его речевую организацию,
которая строится по индуктивной модели объяснения (И.М.Вознесенская) в
сопряжении двух типов речевых компонентов: нарратива, включающего
преимущественно описания являющихся повествователю в видениях пейзажей и
интерьеров, и рефлексива, отражающего его попытки их интерпретации, поскольку видения образны и символичны.
Так, в видениях интерьер некоей комнаты и
пейзаж за её окном полны реалий, обозначающих границы миров и переходы между
ними: дверь, окно, дорога, мост, река, - что способствует формированию
образа междумирия; а, например, описание увядания осеннего леса становится
метафорической интерпретацией старости человека и воплощением представления о
его смерти как растворении в природе. Приведённые примеры показывают, что в
рассказе в результате сопряжения общеязыковых значений слов и бытующих в
русской культуре мифологических представлений об обозначаемых ими реалиях формируется
контекстуальная, приспособленная для выражения авторского миропонимания
семантика лексических единиц.
Не менее важную роль в выражении
авторских смыслов играет и грамматическая семантика. Так, преобладание в
рассказе глаголов настоящего времени обусловлено изображаемой ситуацией: «Это
не комната воспоминаний; да и я словно бы лишён возможности оглядываться назад».
При этом разные значения настоящего времени глагола позволяют передать
повторяемость изображаемых ситуаций и одновременно включить читателя в их
непосредственное наблюдение в репродуктивных высказываниях или приобщить его к выводным
умозаключениям повествователя в генеритивных высказываниях («в эту пору, когда
сезонное отмирает, рождается что-то вечное, властное, судное»).
Значимость
типов предложения в формировании художественных смыслов проявляется, например,
в том, что вопросительные предложения в тексте направляют мысль автора, а,
завершая рассказ, указывают на невозможность найти окончательные ответы на
вопросы о бытии за пределами земной жизни.