50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Особенности реализации нарратива и рефлексива в рассказе В. Г. Распутина «Видение»

Ольга Витальевна Хорохордина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (МСТимз)
2022-03-18
16:30 - 16:45

Ключевые слова, аннотация

Текст-объяснение, нарратив, рефлексив, мифологизированная семантика языковых единиц


Тезисы

Рассказ В. Г. Распутина «Видение», выдающийся образец русской лирико-философской прозы конца XX века, уже заголовком указывает одновременно на своё содержательное и жанровое своеобразие. Экспозиционный компонент рассказа сообщает о тревожащем по ночам повествователя-писателя звуке, загадочность которого вызывает мысли о завершении земного существования («Что это? – или меня уже зовут?»), подталкивающие к самооценке в преддверии грядущих изменений («глаза мои всё чаще обращаются вовнутрь, чтобы различить прощальный пейзаж») и к попытке представить своё бытие по окончании земной жизни («что дальше?»). Направляемое этими вопросами, писательское сознание повествователя вместо прямых ответов порождает видения, в которые он сам включён как перемещающийся между мирами персонаж, их созерцатель и интерпретатор. Содержание рассказа определяет его речевую организацию, которая строится по индуктивной модели объяснения (И.М.Вознесенская) в сопряжении двух типов речевых компонентов: нарратива, включающего преимущественно описания являющихся повествователю в видениях пейзажей и интерьеров, и рефлексива, отражающего его попытки их интерпретации, поскольку видения образны и символичны. Так, в видениях интерьер некоей комнаты и пейзаж за её окном полны реалий, обозначающих границы миров и переходы между ними: дверь, окно, дорога, мост, река, - что способствует формированию образа междумирия; а, например, описание увядания осеннего леса становится метафорической интерпретацией старости человека и воплощением представления о его смерти как растворении в природе. Приведённые примеры показывают, что в рассказе в результате сопряжения общеязыковых значений слов и бытующих в русской культуре мифологических представлений об обозначаемых ими реалиях формируется контекстуальная, приспособленная для выражения авторского миропонимания семантика лексических единиц. Не менее важную роль в выражении авторских смыслов играет и грамматическая семантика. Так, преобладание в рассказе глаголов настоящего времени обусловлено изображаемой ситуацией: «Это не комната воспоминаний; да и я словно бы лишён возможности оглядываться назад». При этом разные значения настоящего времени глагола позволяют передать повторяемость изображаемых ситуаций и одновременно включить читателя в их непосредственное наблюдение в репродуктивных высказываниях или приобщить его к выводным умозаключениям повествователя в генеритивных высказываниях («в эту пору, когда сезонное отмирает, рождается что-то вечное, властное, судное»). Значимость типов предложения в формировании художественных смыслов проявляется, например, в том, что вопросительные предложения в тексте направляют мысль автора, а, завершая рассказ, указывают на невозможность найти окончательные ответы на вопросы о бытии за пределами земной жизни.