Тема прошлого в современной литературе: лингвистический аспект
Кира Анатольевна Рогова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
онлайн (МСТимз)
2022-03-18
16:45 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
художественная литература современности, воспоминания и размышления о прошлом.
Тезисы
В произведениях современной литературы,
обращённых к настоящему, к повседневной жизни человека, не теряют своего значения события прошлого, их
след в его сознании.В романе А.
Дмитриева «Другой берег» (2020) эта тема, присутствует
как одна из ведущих в формировании
художественного повествования.
В русском языке обращение в сознании человека к
прошлому представлено двумя глагольными
конструкциями: вспоминать прошлое –
возобновить в памяти прошлое (МАС, Т.1, с.234) и размышлять о прошлом – предаваться мыслям о прошлом (МАС, Т.3,
с.618). Будучи близкими по значению, они различаются характером ментального
действия, вторая конструкция очевидно указывает на углублённое его протекание. Эти значения чётко выявляется и в романе А.
Дмитриева «Другой берег»,
Роман начинается и кончается воспоминаниями героя-повествователя о событиях, как изменивших его жизнь, так
и оставивших в ней глубокий след. В интродуктивном
компоненте герой, в прошлом школьный учитель, занятый выполнением малярных
работ, случайно встречается с
успешным предпринимателем – недавним
профессором. Знакомство начинается и продолжается многодневным разговором: На
разговор с ним я не напрашивался, но Авель… заговорил со мной сам, о пустом, не
помню… Я отвечал ему неважным чем-то, но разговор наш был продолжен и на
следующий день, и на другой, и длился все пять дней…
В языковом отношении разговор наполнен метавключениями,
позволяющими читателю представить
характер людей и почувствовать интерес к событиям их жизни.
Конец романа снова
повествует о прошлом героя, о его любви, которую он пронёс через всю жизнь: Я не люблю, когда со мною говорят о любви.
Потому что в ней все дело.
Я это понял, когда понял, что вторая моя
жизнь заканчивается, а еще я понял: не бывает первой-второй жизни. Жизнь у меня
была одна, и я ее проиграл.
Если воспоминания в
начале романа, как бы тяжелы они ни были, могут быть смягчены дружеским
участием, то память о совершённой ошибке
такой разрядки не получает. Она теряет временной характер. Стилистически этот
компонент текста становится гимном любви
с использованием повтора, пронизывающего весь текст: Моя любовь. Это о ней я помнил втайне
от себя, когда роптал на Бога, сидя в траве за колокольней <…> Единственная
моя любовь. Что приводит к поиску объяснения
разрыва: Это был страх огромной,
небывалой в моей жизни перемены участи.
Итак, роман о жизни человека сегодня оказывается представляющим важные
экзистенциальные проблемы, связанные с размышлениями о прошлом., которое пока
не покидает человека.
Литература
Дмитриев А.В. «Другой берег» / Знамя, 2020, № 11. [Электронный ресурс].-
Режим доступа: [https://magazines.gorky.media/znamia/2020/11] ( Дата обращения
03.01.2022).