50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Тема прошлого в современной литературе: лингвистический аспект

Кира Анатольевна Рогова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

онлайн (МСТимз)
2022-03-18
16:45 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

художественная литература   современности, воспоминания и размышления о прошлом.

Тезисы

В   произведениях современной литературы, обращённых к настоящему, к повседневной жизни человека,  не теряют своего значения события прошлого, их след в его сознании.В романе  А. Дмитриева «Другой берег» (2020) эта   тема,  присутствует как одна из ведущих в формировании  художественного повествования.   В русском языке обращение в сознании человека к прошлому  представлено двумя глагольными конструкциями: вспоминать прошлое – возобновить в памяти прошлое (МАС, Т.1, с.234) и размышлять о прошлом – предаваться мыслям о прошлом (МАС, Т.3, с.618). Будучи близкими по значению, они различаются характером ментального действия, вторая конструкция очевидно указывает на углублённое его протекание.  Эти значения чётко выявляется и в романе А. Дмитриева  «Другой берег»,  Роман начинается и кончается  воспоминаниями героя-повествователя  о событиях, как изменивших его жизнь, так и  оставивших в ней глубокий след. В интродуктивном компоненте герой, в прошлом школьный учитель, занятый выполнением малярных работ,  случайно встречается с успешным  предпринимателем – недавним профессором. Знакомство начинается и продолжается многодневным разговором: На разговор с ним я не напрашивался, но Авель… заговорил со мной сам, о пустом, не помню… Я отвечал ему неважным чем-то, но разговор наш был продолжен и на следующий день, и на другой, и длился все пять дней…   В языковом отношении разговор наполнен метавключениями, позволяющими  читателю представить характер людей и почувствовать интерес к событиям их жизни. Конец романа снова повествует о прошлом героя, о его любви, которую он пронёс через всю жизнь: Я не люблю, когда со мною говорят о любви. Потому что в ней все дело. Я это понял, когда понял, что вторая моя жизнь заканчивается, а еще я понял: не бывает первой-второй жизни. Жизнь у меня была одна, и я ее проиграл. Если воспоминания в начале романа, как бы тяжелы они ни были, могут быть смягчены дружеским участием,  то память о совершённой ошибке такой разрядки не получает. Она теряет временной характер. Стилистически этот компонент текста  становится гимном любви с использованием повтора,   пронизывающего весь текст: Моя любовь. Это о ней я помнил втайне от себя, когда роптал на Бога, сидя в траве за колокольней <…>   Единственная моя любовь. Что приводит к поиску объяснения разрыва: Это был страх огромной, небывалой в моей жизни перемены участи. Итак, роман о жизни человека сегодня оказывается представляющим важные экзистенциальные проблемы, связанные с размышлениями о прошлом., которое пока не покидает человека. Литература Дмитриев А.В. «Другой берег» / Знамя, 2020, № 11. [Электронный ресурс].- Режим доступа: [https://magazines.gorky.media/znamia/2020/11] ( Дата обращения 03.01.2022).