50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Сценарий как источник вдохновения

Анастасия Ржешевская
Докладчик
аспирант
ОАО "Ленфильм"

25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

"Эмоциональный" киносценарий, немецкий экспрессионизм 

Тезисы

Сегодня проблема текста в кино стоит не менее остро, чем сто лет назад, во времена немого кино. И дело не в отсутствии киносценариев, а в качестве этих текстов и их кинематографичности. Увлекшись американской системой кинопроизводства, молодые специалисты создают истории, построенные исключительно на диалогах. В свое время попыткой решить аналогичную проблему была теория «эмоционального» сценария. Впервые идея была озвучена С.Эйзенштейном в статье «О форме сценария», где он утверждал, что сценарий должен ставить эмоциональные требования, а визуальное решение даст режиссер. От слова, как штампа, к слову, как кинообразу. Текст должен был стать эмоциональным двигателем киноповествования. Большое внимание отдавалось передаче пластики состояний природы и человека. Для драматурга важна выразительность и образность каждого слова и аутентичное воспроизведение на экране. Удачное словесное оформление должно привести к выразительному зрительному материалу. На надписях лежала особая нагрузка: текст передавал эмоциональное состояние сцены и задавал ритм и динамику киноповествованию. Форма кадров, ракурсы, свет, характер и движение людей- все это без прямых указаний включено в словесное построение. Но идея, так кардинально изменить форму киносценария, в советском кинематографе успеха не имела. Мечта переносить живые яркие эмоции из текста сразу на экран оказалась трудно осуществимой. Необыкновенный стиль повествования сильно усложнял задачу режиссерам. В европейской кинодраматургии проводились аналогичные опыты, в частности, в Германии. Немецкий экспрессионизм особенно близок был к идеи «эмоционального» сценария. Экспрессионисты не воспроизводили реальность,  а «перестраивали ее по своему усмотрению». Создавали свою реальность через наиболее яркие эмоциональные образы и состояния. Так, например, драматург Карл Майер использует «отрывистый экспрессионисткий язык с характерным для него изобилием восклицательных знаков и инверсий», который создает напряжение в сцене и позволяет почувствовать темп развития сюжета. При этом в словесное построение включены указания на ракурс и способ постановки света. В настоящее время продолжаются исследования в области кинодраматургии, в частности, продолжаются попытки разработать концепцию построения эффективного сценария: Р.Макки,  Дж.Труби, К.Воглер, С.Филд, А.Талал и др. Зачастую современные авторы берут за основу материал книги и на ее основе создают сценарий. Это дает режиссеру и сценаристу тот самый богатый дополнительный материал для кинообразов, который не может дать сценарий, построенный лишь на диалогах.