Сценарий как источник вдохновения
Анастасия Ржешевская
Докладчик
аспирант
ОАО "Ленфильм"
ОАО "Ленфильм"
25 (онлайн, ZOOM)
2022-03-16
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
"Эмоциональный" киносценарий, немецкий экспрессионизм
Тезисы
Сегодня проблема текста в кино стоит не менее остро, чем сто
лет назад, во времена немого кино. И дело не в отсутствии киносценариев, а в
качестве этих текстов и их кинематографичности. Увлекшись американской системой
кинопроизводства, молодые специалисты создают истории, построенные
исключительно на диалогах.
В свое время попыткой решить аналогичную проблему была теория
«эмоционального» сценария. Впервые идея была озвучена С.Эйзенштейном в
статье «О форме сценария», где он утверждал, что сценарий должен ставить
эмоциональные требования, а визуальное решение даст режиссер. От слова, как штампа, к слову, как кинообразу. Текст
должен был стать эмоциональным двигателем киноповествования. Большое
внимание отдавалось передаче пластики состояний природы и человека. Для
драматурга важна выразительность и образность каждого слова и аутентичное
воспроизведение на экране. Удачное словесное оформление должно привести к
выразительному зрительному материалу. На
надписях лежала особая нагрузка: текст передавал эмоциональное состояние
сцены и задавал ритм и динамику киноповествованию. Форма кадров, ракурсы, свет,
характер и движение людей- все это без прямых указаний включено в словесное
построение. Но идея, так кардинально изменить
форму киносценария, в советском кинематографе успеха не имела. Мечта переносить
живые яркие эмоции из текста сразу на экран оказалась трудно осуществимой. Необыкновенный
стиль повествования сильно усложнял задачу режиссерам.
В европейской кинодраматургии проводились аналогичные опыты,
в частности, в Германии. Немецкий экспрессионизм особенно близок был к идеи
«эмоционального» сценария. Экспрессионисты не воспроизводили реальность, а «перестраивали ее по своему усмотрению».
Создавали свою реальность через наиболее яркие эмоциональные образы и
состояния. Так, например, драматург Карл Майер использует «отрывистый
экспрессионисткий язык с характерным для него изобилием восклицательных знаков
и инверсий», который создает напряжение в сцене и позволяет почувствовать темп
развития сюжета. При этом в словесное построение включены указания на ракурс и способ
постановки света.
В настоящее время продолжаются исследования в области
кинодраматургии, в частности, продолжаются попытки разработать концепцию построения
эффективного сценария: Р.Макки,
Дж.Труби, К.Воглер, С.Филд, А.Талал и др.
Зачастую современные авторы берут за основу материал книги и на
ее основе создают сценарий. Это дает режиссеру и сценаристу тот самый богатый
дополнительный материал для кинообразов, который не может дать сценарий, построенный
лишь на диалогах.