50-я Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Спор Христа и Сатаны: перебранка в структуре древнеанглийского христианского эпоса

Мария Вадимовна Яценко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича

б/н 16 (кафедра Библеистики, MS Teams)
2022-03-17
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Древнеанглийский христианский эпос, Кодекс Юниуса, древнеанглийская поэма «Бытие», древнеанглийская поэма «Христос и Сатана», отпадение Сатаны, искушение Христа в пустыне, перебранка

Тезисы

Древнеанглийский христианский эпос будет рассмотрен в докладе на примере двух поэм Кодекса Юниуса (рукопись конца Х века) – «Бытие» и «Христос и Сатана». Оба эти произведения содержат яркие диалогические эпизоды, посвященные истории отпадения Сатаны («Бытие») и искушения Христа в пустыне («Христос и Сатана»). Изучение речевых эпизодов в древнеанглийском, а также в древневерхненемецком эпосе на библейские темы не раз привлекало внимание ученых [1; 2], при этом целевая направленность данных компонентов эпического текста рассматривалась как неоднозначная. Речи персонажей в древнеанглийском эпосе («Беовульф» и ряд других поэм) рассматривались как церемониальные, замедляющие повествование [2]. Перелагая евангельские и апокрифические источники, древнеанглийский поэт заметно расширяет объем и целевую направленность речей героев. В докладе будут рассмотрены возникающие в данных речевых эпизода мотивы, характерные для ситуации перебранки– неотъемлемой части поведения воина перед боем. Речи Сатаны в поэме «Бытие» по сути представляют собой начало «перебранки»: утверждение собственной значимости и превосходства. Однако они не получают словесного ответа со стороны Бога. Фактическим ответом является лишь его ниспровержение в ад. В заключительной поэме Кодекса Юниуса «Христос и Сатана» – при всем обилии речевых эпизодов (диалоги и монологи падших ангелов и грешников в аду) – композиционно выделенными становятся именно диалоги между Христом и Сатаной во время искушения в пустыне. Завершает поэму и весь Кодекс речь Христа, обращенная к Сатане, которую можно расценивать как словесный ответ, «продолжение перебранки». В отличие от Евангелия от Матфея, в древнеанглийской поэме Христос не только отвергает предложения Сатаны, но и прямо рассказывает о Своей Божественной природе. Нарушение хронологической последовательности в композиции частей поэмы и помещение истории искушения в пустыне после рассказа о сошествии во ад дает возможность предполагать, что именно завершение «перебранки» и словесный ответ Христа. манифестирующий его превосходство, были важными смысловыми акцентами и итогом всей Священной истории в поэтическом изложении англосаксов. Литература [1] Корышев М.В. Речевой эпизод и его прагматическая структура в древнегерманском библейском эпосе в сопоставительном аспекте (на материале древнесаксонской поэмы «Хелианд», древневерхненемецкого извода евангельской гармонии Татиана и Вульгаты). Автореферат дисс. … канд. филол. наук. СПб., 2005. 18 с. [2] Louviot E. Direct Speech in Beowulf and Other Old English Narrative Poems. Anglo-Saxon Studies. Cambridge: Brewer, 2016. 286p.